Философский анализ бессознательного

ФРЕЙД (1856-1939)- астрийский. врач-невропатолог и психиатр. Фрейдизм - теория и метод психоанализа - метод разработанный Фрейдом для лечения психических заболеваний путем перевода бессознательного в сознательное с помощью гипноза. История объясняющая роль бессознательного в жизни ч-ка и об-ва играет огромную роль в жизни человека бессознательное (подсознательное). Бессознательное по Фрейду состоит прежде всего из сексуальных инстинктов (либидо).
Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с “принципом реальности”, к кот. приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде всего непознаваемое “Оно” - бессознательное) становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т.п.
Совр. сторонники Ф.- неофрейдисты, представители школ “культурного психоанализа” (Хорни, Кардинер, Александер и др.), сохраняют нетронутой осн.идеалистическую линию З.Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др., методологически несущественных, особенностей классического Ф.
ЮНГ 1875-1961. Швейцария. Карл считает, что сущ коллективное бессознательное. Бессознательное может быть источником творческих и разрушительных тенденций в об-ве. Подсознательное преобразуется в дух деятельности, в сферах: религии, искусстве, политике и т.д. Сущ антагонизм (противоречие) между природным началом ч-ка (сексуальными и агрессивными импульсами) и культурой с ее идеалами, нормами, запретами, кот не дают реализовать все желания ч-ка. Фрейд видит основой развития к-ры - бессознательное. Это явное преувеличение.
ФРОММ Эрик (1900-1980). Для него характерна меньшая биологизация сущности ч-ка и социопсихологизм. Он рассматривал проблему отчуждения ч-ка и пытался синтезировать марксизм и фрейдизм. Основатель неофрейдизма.
Ф. рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Ф. различат” свободу от” (негативную ) и “свободу на” (позитивную). Обратной стороной свободы от явл. одиночество и отчуждение, такая свобода - бремя для человека. Ф. описал три типичных механизма бегства (психологической защиты) от негативной свободы. Это авторитарное (выражается в мазохистской страсти в подчинении себя другим или в садистической страсти в подчинении себе других), конформистская (состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть как все) и деструктивная (неудержимая тяга к насилию, жестокости, разрушениям) разновидности невротического характера. Выход Ф. видит в таком реформировании общества, которое открыло бы простор свободе на. Главная задача в построении душевного здорового общества, это воспитание в людях продуктивного характера (непродуктивность - это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности).

Powered by Drupal - Design by artinet