Философская антропология

20 в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений, отраж. духовные поиски западного мира в условиях глубоких соц-эк. потрясений. Напряженность ф. исканий обуславливалась тж. нарастанием глобальн. кризисов как в самих основах чел. сущ-я, так и во взаимоотношениях ч-ка и природы. Трагические реальности 20 в. заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в истории сам ч-к стал проблемой.
Все это стимулировало появление ф. антропологии, задачи к-рой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю.
АНТРОПОЛОГИЗМ - позиция, рассматривающая чел. системообразующим принципом философии. Антропологическая фил. объясняет действительность из человека -базисной реальности. А. до 17века заявлял о себе лишь в качестве учения об особом привилегерованном положении чел. в мироздании. 17-18 века - концепция сущности чел. как совокупности неизменных неделимых качеств, которыми наделила природа или Бог, которые становится предпосылками для изменения действительности. А. как осознанный принцип философствования ввел Фейербах в 19 веке, который главным в нем считал идею единства чел-й сущности, преодоление противоположности тела и души, материи и духа.
В современной западной философской А. (Гелен, Плесснер) чел. рассматривается в качестве антитезы общества и природы. Задача фил-й А. восстановить целостный образ чел. в потоке жизненных проявлений и с ег8о помощью объяснить окружающую действительность, глубже понять его собственную природу.
ШЕЛЕР Макс 1874-1928. Нем. Основатель философской антропологии. Ш. обращает особое внимание на необходимость противодействия негативным тенденциям общества демократии п-и прогресса, тенденции утраты чел. духовных ценностей. Он обращается к возрожденному и обновленному христианству, противопоставляя его современному мировоззрению с духом приобретательства и подчинения мира. Исходным пунктом размышлений Ш. становится понимания чел. как существа любящего. Любовь Ш. отличает от не подлинных форм симпатии, таких как эмоциональное заражение, прикипание души к ограниченным предметам. Ш. отказывается от классического западного рационализма, разрабатывая особую ”логику сердца”, согласно которой любовь и ненависть обладают познавательным потенциалом для открытия подлинной сущности бытия, в отличие от равнодушия, которое не дает возможность познавать мир в его подлинности, равнодушие уводит чел. в сторону от истины. С т. зр. фил. -ой антропологии Ш. ,чел. Занимает такое место во вселенной

Powered by Drupal - Design by artinet