Англо-американская философия 20в

20 в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений, отраж. духовные поиски западного мира в условиях глубоких соц-эк. потрясений. Напряженность ф. исканий обуславливалась тж. нарастанием глобальн. кризисов как в самих основах чел. сущ-я, так и во взаимоотношениях ч-ка и природы. Трагические реальности 20 в. заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в истории сам ч-к стал проблемой.
Все это стимулировало появление ф. антропологии, задачи к-рой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. Сюда примыкают персонализм, экзистенциализм, течение “ф. жизни”. Неопозитивизм - задача ф. в логическом анализе "языка науки". Своими методологич. и конкретно-научными исследованиями они внесли серьезный вклад в развитие матем. логики, семантики, оснований математики и логики науки. Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пыт. использовать достижения наук для док-ва сущ-я Бога.
Прагматизм - ф-фы этого направл-я отталкивались от принципа практичности. Ф. должна перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех практич. проблем, кот. возн. ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Противоположна экзистенциализму и ф. жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е годы XIX века в США.
ДЮИ Джон (1859-1952) амер. Основное понятие фил Д-опыт, толкуемый чрезвычайно широко -от всей активной чел. деят-ти до отношений чел и природы. Опыт есть все переживаемре,он не имеет каких либо метафиз. оснований. Цель фил Д видит прежде всего в совершенствовании соц. опыта человечества. При этом весь арсенал идей. теорий и гипотез выступает лишь в качестве инструмента для решения поставленных проблем. Отсюда название учения Д- инструментализм.
ПИРС Чарльз(1839-1914) амер. Родонач. прогматизма. Опновные идеи П:
1) фанероскопия (фанерон- это явление, видимость)-учение о взаимодействии духа и реальности, осущ-ся на трех поседовательных уровнях бытия и познания(первичность, вторич.,третичн.). Дух и реальность -две равные величины, существующие независимо и взаимодоп. друг друга.
2) теория “сомнения- веры”, логически так обосновывающая так назыв. принцип пирса. Вера-это выработ. в течении жизни чел. действовать в опред. обстоятелствах опред. образом, это оптим. состояние взаимодействия чел. с окруж. средой. Сомнения вносит элемент тревоги и беспокойства. Задачи мышления или исследования- устранить сомнения и достич веры.
3) теория истины Истина у П двояка: с одной стороны она понимается как результат бесконечного исследования и выработки общего мнения, с другой- истина признается как полезность, продуктивность и успешность следствий, вытекающих из какой либо идеи.
Реализм. САНТАЯНА Джордж 1863-1952. Американ. Основной задачей фил. полагал выработку моральной позиции по отношению к миру но основе субъективного истолкования символов культуру. “интеллектуальная религия” С. - это симбиоз морали, религии и поэзии, наиболее адекватное и интеллектуальное отношение к миру в эпоху массовой культуры. С. анализировал историю гуманистического прогресса, его составные части и проявления. 4 сферы бытия - сущности, материи, истины и духи, по его мнению, воплощают его непространственное и вне временное существование, а интуиция сущностей позволяет чел. достичь высшего блага гармонии и счастья, освободившись от телесности мира.

Powered by Drupal - Design by artinet