Современная религиозная философия

С.Р.Ф. не явл. однородной, Она представлена совокупностью учений школы доктрин. Католические религиозно-фил. учения представлены неотомизмом, неоавгустивизмом и тейярдизмом. С протестантизмом связаны либеральная теология, теология кризиса и новая радикальная теология. В рамках православия сформировались: академическая фил., метафизика всеединства, фил. нового религиозного сознания.
НЕОТОМИЗМ - это фил-е направление обновленного томизма, т.е. фил. Фомы Аквинского, философа 13 века. В 1879г. неотомизм получил признание Папы Римского и с этого времени составляет важную часть доктрины каталицизма. Представители: Жильсон, Маритэн, Бруггер.
В неотомизме возрождаются основные категории философии Фомы, такие как бытие, сущие, существование, акт и потенция, формы и материя. С т. зр. неотомизма, именно Фома наиболее правильно решил основные философские проблемы. Новая фил., начиная с эпохи возрождения, неотомизм рассматривает в качестве непрерывной цепи ошибок и заблуждений, поэтому ставит задачей возрождение духа средневековой философии. На этом пути представители неотомизма видят преодоление хаоса современной жизни, обретение ясности, возрождение духовных ценностей. Развитие науки, согласно неотомизму имело и отрицательные. Человек излишне уверовал в науку, в то время как наука не в состоянии и не должна решать вопросы о конечных причинах бытия и смысла чел-го существования. Неотомизм стремится возродить и сохранить традиционные для христианства ценности такие как личность, семья, церковная община, профессиональный долг, родина, государство.
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер 1881-1955. Фр. Цель фил. Т.- раскрыть причины и содержание эволюционного развитя вселенной, приведшей к появлению чел. по средством синтеза научных данных и религиозного опыта. Чел ¬не центр мира (представление о чел. католической доктрины), а ось и вершина эволюции. Эволюционная концепция Т. :
1)материя и дух изначально неразделимы. Энергия как свойство материи имеет две составляющих: физическую, т.е. подчиненную закону сохранения энергии и обеспечивающую связь элементов вселенной, и духовную, т.е. не подчиняющуюся никаким законам, действие которой направленно вперед и вверх в порядке усложнения
2) Эволюция мироздания (космогенез). Проходит три основных этапа а)преджизнь, т.е. формирование химических элементов, галактик, звезд и планет, б) жизнь, т.е. развитие и усложнение всех форм живых организмов, в) мысль - возникновение чел. и истории чел.ва до наших дней. Третий этап завершается формированием сферы духа, что ведет за собой гипотетический 4 этап - выход в сверхжизнь к духовному эпицентру мироздания к " точке омега".
3) посредством действия "т. омега" мир ускользает от энтропии. Омега есть первопричина возникновения мира и вместе с тем конечное следствие его эволюции. Соотносимость понятий омеги и бога у Т. весьма неопределенно. Омега - гораздо более фил-е, нежели теологическое понятия.
ПЕРСОНАЛИЗМ. Рассматривает личность как высшую ценность культуры, а мир как проявление личностной творческой активности. В нач.20 века возникает в России ( Бердяев, Лосский) в США (Боун, Ройс) во Фр.(Лакруа и Риккер).
Возникновение П. было мировоззренческой реакцией на кризис репрессивной по отношению к личности культуры 20 века. П. отрицает прагматиское( т.е. частичное) отношение к человеку, рассматривая чел. как личность как целостность и высшую культурную ценность. Центральное понятие "личность" трактуется как уникальная субъективность, критерий и цель челов-й истории. Объясняющим
принципом П. явл. категория "общение". Коммуникация, пережитое как личностный опыт связи "Я" и "ТЫ" в "МЫ", предстает как высшая ценность и норма общности людей, связанных братской любовью. Любовь трактуется как ответственность "Я" перед "ТЫ". высшим проявлением и внутренним содержанием нравственного совершенствования явл. диалог чел. с вечной личностью, с Богом, задающей норму отношения к миру, к другому чел., к самому себе.

Powered by Drupal - Design by artinet