Категории "бытие", "реальность", "пространство" и "время"

БЫТИЕ - философское понятие, обозначающее существующий
независимо от сознания объективный мир, материю (материя ¬объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания).
В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Категория Б. - одна из самых древних философских категорий. Все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б.. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. Диалектика ( учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления) и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Особенно занимался Б. Гегель. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.
Выделяют след. основные формы бытия:
1) бытие вещей текущих процессов природы: (а) бытие вещей текущих процессов природы [Вещи, процессы природы до, вне и независимо от человека], (б) бытие природы как ценного [Природа в целом, в бесконечном пространстве и времени. Бытие природы - диалектика приходящего и не приходящего. Категория небытия неприменима к миру в целом в природе. Бытие есть, небытия нет. Категория небытия применима к отдельным видам. Первая природа в процессе своей эволюции рождает человека], (в) бытие вещей, процессов произведенных человеком [Особенности второй природы: 1) В ней воплощен материал первой природы и поэтому она развивается по законам, независимым от человека. 2) В предметах второй природы воплощен труд, знания и потребности человека (опредмечивания ). Предметы второй природы многообразны: орудия труда, промышленность].
2) бытие ч-ка: (а) бытие ч-ка в природе [Тело человека - это тело природы. Из природно-биологического бытия человек вытекает ряд следствий: 1) Человек имеет потребности, которые не может удовлетворить, чтобы не умереть. Здесь находит подтверждение: идеал о первичности материального. 2) Из природно-биологического бытия человека вытекают исходные фундаментальные права человека. 3) Человек подвластен законам жизни. 4) Человек всегда выступает как единство физиологического и психологического, природного и социального], (б) специфическое чел-ое бытие [существование человека - это взаимодействие трех бытийственных измерений: 1) Реально существует отдельный человек в единстве тела и духа. 2) Человек всегда существует как гомосапиенс на данном витке развития эволюции мира. 3)
Человек всегда существует как социально-историческое существо. Существует две точки зрения на место бытия человека в бытии мира: 1) Человек - это песчинка, краткий эпизод в необозримом мире. 2) Люди влияют на мир, как положительно, так и отрицательно, и отвечают за существования мира].
3) бытие духовного идеального: (а) индивидуализированное духовное [Индивидуализированное бытие духовного - это сознание человека. Специфика существования сознания индивида: 1) Подвижность процессов сознания. 2) Непосредственное бытие сознания скрыто от внешнего наблюдения. 3) процессы сознания возникают и умирают вместе со смертью тела. 4) Индивидуальное духовное неотделимо от природно-биологических процессов, но не сводится к ним. Индивидуальное духовное - это идеальные образования. Это означает следующие наши мысли. 5) Сознание человека - это одновременно и самосознание.; Индивидуально духовное включает и подсознательное. Уровни подсознательного: 1) Неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела. 2) То, что в данный момент времени не находится в центре внимания сознания человека. 3) Проявляется в творчестве и интуиции], (б) объективированное духовное [Внеиндивидуальное духовное - это формы материализации духовного, которые рождаются в человеческой культуре].
4) бытие социального: (а) отдельного человека, (б) общества.
Пpоcтpaнcтво и вpемя. Каковы бы формы бытия не рассматривались,
все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Материя бесконечна во всех своих проявлениях, и единственным ее постоянным св-вом является независимость от челов. сознания. Пространство и время обусловлены материей как форма своим содержанием, и потому каждый уровень движения материи обладает своей пространственно-временной структурой. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях.
Всеобщие свойства П. и В.: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количеств. и качеств. бесконечность.
Пространство - это взаимное расположение материальных объектов, их способность занимать объем, иметь протяженность, их свойство иметь определенную структуру, форму. Время - это длительность существование процессов, продолжительность изменения, смена состояний объектов.
Различают метрич. (т.е. связанные с измерениями) и топологич. (напр., связность, симметрия пространства и непрерывность, одномерность, необратимость времени) свойства П. и В. Топологич. хар-ки описывают: а) прерывность и непрерывность, б) размерность, в) связность, г) ориентируемость. Метрич. хар-ки описывают: а) кривизна, б) конечность и бесконечность, в)изотропность, г) гомогенность.
всеобщие свойства пространства: протяженность, означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объемов и т.п.),возможность прибавления к каждому данному элементу нек-рого следующего элемента либо возможность уменьшения числа элементов; связность и непрерывность; трехмерность. С протяженностью пространства неразрывно связаны его метрич. свойства, выражающие особенности связи пространств. элементов, порядок и количеств. законы этих связей.
Специфич. (локальные) св-ва пространства: симметрия и асимметрия, конкретная форма и размеры, местоположение,
расстояние между телами, пространств. распределение в-ва и поля, границы, определяющие различные системы.
Всеобщие св-ва времени: объективность; неразрывная связь с материей и ее атрибутами; длительность; одномерность и асимметричность; необратимость и направленность от прошлого к будущему.
Специфич. св-ми времени являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, к-рая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем. В истории философии существовали две основные концепции пространства и времени: 1) Субстанционная. Пространство и время понимается как субстанции, т.е. самостоятельное существование независимо от материальных тел. Пространство - это пустое вместилище тел, а время как вместилище событий. Естественнонаучное обоснование этой концепции механическая картина мира. 2) Реляционная. Пространство и время понимается как
особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Естественнонаучное обоснование - это теория относительности Эйнштейна. Общая и специфическая теории относительности Эйнштейна подтверждают связь пространства и времени между собой и с материальными носителями.
Пространство и время абсолютны как всеобщие, бесконечные вечные формы бытия материи. Они относительны, т.к. их свойства зависят от отдельных материальных систем.
РЕАЛЬНОСТЬ - сопряжена с социокультурным качеством субъекта, это существующее в действительности. Это категория всегда наполняема содержанием от субъекта, способа его восприятий и полагания значений того, что для него реально.
Синкретическая реальность - характерна для мифологического субъекта как коллективного сознания с зачаточными намеками индивидуальности. Абстрактно-дуальная реальность - характерна для индивидуального и группового сознания на количественной стадии процессов персонализации и соц. дифференциации. Сам субъект не воспринимает себя как достаточное отличное от др. качество, вследствие этого - жесткое разделение значение реальности на материальную и идеальную, реальность субъекта и объекта. ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ реальность ¬сопряжена со складыванием индивидуальности как относительно массового соц. феномена и профессиональных сообществ с развитым групповым сознанием, напр. научное сообщество. Значение реальности т. о. относительны и операциональны - в зависимости от того каким специфическим субъектам они полагаются.

Powered by Drupal - Design by artinet