Развитие отечественной философии в 60-70 -е годы.

Начиная с серед. 50-хх в Росси начинается восстановление философской традиции как : 1)сменяющего друг друга последовательно генерации философов, 2) конструирование философских школ (напр. Ильенкова, Нарского), 3) выявление приоритетных тем исследований и дискуссий. У основания воссоздания фил-й традиции в РФ в 50-е годы стояли три поколения философов. 1 - это небольшая группа сохранившихся философов, чья деятельность началась в 20-30-гг Лосев, Бахтин, Рубенштейн. 2 группа - ифлийцы - так называли себя слушатели московского института истории, фил-и и литературы, существовавшего в 31-41гг. : Нарский, Ильинков. 3 -поколение философов, начавших свою деятельность в 50-егг : МАМАРДАШВИЛИ, Блауберг.
ИЛЬЕНКОВ Эвальд 1924-1979. Персонифицировал своим творчеством проблематизацию и модернизацию марксисткой парадигмы в отечественной фил-и. Был убежденным марксистом, но в противоположность официальному догматизму стремился внести в марксистское учение дух основательного анализа и научности. Основные его темы: проблема продуктивного воображения, проблема идеального, противоречия, их природа и формы бытия. Пытался последовательно провести принцип материализма и дедуцировать (это процесс логического вывода, логический путь от общего к частному) свойство идеальности (невещественности) из определенной стороны материальной практики. идеальное у него - это материально-нематериальный феномен. Рождаясь во внешней материальной деятельности схема практики (идеальная) есть объективная социальная реальность, независимая от сознания индивидов. в тоже время схема действия не содержит в себе вещества объективное воспроизводимых в ней предметов, не вещество отражаемого предмета переносится в субъективный мир чел., а схема практики снимает с предмета информацию об общем (существенном) и трансформирует ее в субъективный мир чел.
МАМАРДАШВИЛИ Мераб 1930-1990. творчество М. выходит за рамки марксисткой парадигмы, ориентированно на создание собственного оригинального концептуального видения мира. М. часто называют фил-м сознания. По его мнению, сознание - это :"Предельное понятие философии как таковой о чем бы она не была".
Он выявляет три фундаментальные абстракции, которые лежат в основание европейской фил-й традиции. (на основе фил. Платона, Декарта и Маркса): 1) абстракция рациональной структуры вещи. Ввод ее Платоном означал крупнейшее достижение человеческой рефлексии, которая открыла новую реальность или, как говорит М., духовное измерение жизни человека. Платон постиг и установил, истинное измерение, появляющееся у чел. при условии, когда он устремлен на что-то по вверх и помимо его ситуации, которую он воспринимает и которая на него воздействует. Появление этого в чел. называют обычно филосо-й трансцендированием (запредельный по отношению к к-л определенной сфере, к миру в целом, противоположность имманентного). 2) В 17 веке Декартом вводится вторая фундаментальная абстракция, которую М. наз. абстракцией операционального сознания. Ее допускается законность и
обоснованность операционального способа (сводит содержание понятий к различного рода операций, напр. время и пространство - к операциям измерения) обращения с данными сознания, предполагающего их обработку и продукцию в виде контролируемых образований. 3) (Маркс) - это категория практики. Суть ее, как считал М. в экспликации (разъяснении) и акцентировании таких состояний бытия чел (соц. экон. идеологически.), которые не поддаются воспроизведению и объективной рациональной развертке на уровне рефлексивной конструкции, заставляя нас снять отождествление деятельности и ее сознательного идеального плана, что характерно для классич. фил-и.

Powered by Drupal - Design by artinet