Категории "сознание" и "идеальное". Индивид-ное и общ-ное сознание. Сознание и язык

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.
Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. сознание ¬производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.
Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.
Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.
Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами.
Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.
Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями - прежде всего способностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.
Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотнош
материи и созн, отнош сознания к мат миру.
Идеальное и матер не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, перерсаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг.
Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание¬внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: С. - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это изменение одного явления под воздействием другого. Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики. Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
Сознание существует в 2 формах - общественном и индивидуальном. Общ. С. - осознание о-вом самого себя, своего обществ. бытия и окр. дейст-сти. О.с. порождается о. бытием, но может обратно влиять на него, сл. 2 фундамент. закономерности р-я общ. созн-я - вторичность и его отн. самостоятельность. О.с. формируется с учетом вида мат. пр-ва. М.пр. - основа, придающая цельность, связь и непрерывность мир. истории. Знач. м.п. не только в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и в том, что весь строй жизнедеят-сти людей зависит от способа производств мат. благ в кажд. эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни. Фомы о.с. предст. собой разл. способы духовного освоения дейст-сти.
Формы общественного сознания: 1)Политическое - совокупность полит. доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц. групп. 2)Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом. 3)Мораль - совокупность норм поведения, не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) 4)Художественное - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.) 5)Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества. 6)Наука - научные представления.
язык. В языке отраж. диал-ка общего и единичного, облад. мощной спос-стью к обобщению. Речев. выр-е индив., неповт. ситуаций стирает черты индив-сти. Вместе с тем язык обл. мех-ми индивидуализации
предметов, событий, указаний на конкр. единичн. явл (напр., имена собств., опис. инд. черт, пространств. локализации, врем. даты и их сочет). Процедуры индивидуализ. имеют больш. знач_

38. Фил. онтология. Типы онтологии. Субъективизм и объективизм в устанавливании значений "мира".
Онтология - Это учение о бытии как о таковом, независимо от частных его разновидностей. О. явл. одним из важнейших разделов фил. наряду с гносеологией, этикой, соц. фил. и др., образуя вместе с ними системное целое фил-го учения. Особенно тесной явл. связь онт. с гносеологией. Определенная О. предполагает определенную, соответст. ей Г. и наоборот. Впервые в истории фил. онтологическая проблематика в чистом виде вычленяется в элейской школе, и ее удельный вес остается весьма высоким на протяжении всей античности и средневековья. В конце 18 и особенно в к.19 веках происходит разонтологизации фил. в связи со стремлением многих фил-в и фил-х школ преодолеть старую и создать новую фил-ю, ориентированную на науку и построенную на ее модели. В фил. 20в. происходит реабилитация онтологии (диалектический материализм, фил. Хайдеггера.
Онтология, как учение о мире самом по себе вне субъекта, становится возможной лишь с оформлением в мироотношении человека биполярной "субъект-объектной" парадигмы. большинство фил-х онтологий основываются на данной парадигме мироотношений, придавая акцентированную значимость либо объекту либо субъекту соответственно, есть объективистские онтологии - в которых доминирует объект, а субъект занимает подчиненное положение в глобально вселенском раскладе, и субъективистские - в которых все наоборот.
Объективистские различаются между собой квалификацией состава мирообразующего начала. Соответственно можно выделить монистичные объективистские онтологии, где значения мирового объекта описываются в значениях единственности единства и тому подобное (напр. субстанция Спинозы, материя диалектического материализма).
Дуалистические объективистские онтологии - утверждают значение амбивалентности (двойственность переживаний, когда один и тот же объект вызывает у человека противоположные чувства, напр. любви и ненависти) мирового начала - однако при явно выраженном акцентировании приоритета объекта. (Шеллер - порыв и дух, Сантаяна ¬царство материи и царство духа).
Плюралистичные, утверждают значение принципиальной, т. е. не
сводимой к одному качеству множественности объектного начала (мир идей Платона, атомистическая модель космоса Демокрита, Эпикура).
Субъективистские онтологии полагают в качестве мирообразующих значение существования субъекта. Монистичные - значения мира производны от концептуальной метафоры " единого мирового субъекта" ("Единое" неоплатоников, "абсолют" неогегельянцев).
Дуалистичные - утверждают амбвивалентность мирового начла при явственном приоритете значимости субъекта (мышление и протяженность Декарта).
Плюралистичные - где мировое основание - множественность отличных друг от друга,духовных,внутренних самодостаточных оснований (Монады, Лейбница).
Онтологии претендующие на преодоление биполяр. субъекта и объекта ¬синкретические - это онтологии базирующиеся на мифологическом мироотношении, где мир явл. частью чел и наоборот.2) Эклектицисткие - здесь не соблюдаются правила оперирования понятиями (обоснование посылок, аргументация и док-ва) ;представляют собой соединение попыток личного мистического опыта мыслителя с традиционно-фил-ми категориями. 3) Нейтралистские - создавались мыслителями, стремившимися выйти за пределы бинарной оппозиции субъекта- объекта.

Powered by Drupal - Design by artinet