Философскаякая гносеология. Категории “субъект” и “объект”

Теория познания или гносеология - раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познавания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Современная т.п. строится на теории отражения.
В философии сущ. 3 основных точки зрения на познаваемость мира: оптимизм, агностицизм и скептицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики не отрицают познаваемость мира, но выражают сомнения в познаваемости мира.
Мир существует для нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Подлинный субъект познания никогда не бывает подлинно гносеологическим: это живая личность с ее страстями, интересами, желаниями, чертами характера, темперамента и т.д. Фрагмент бытия оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания. В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет же - это конкретные аспекты, на которое направлено острие ищущей мысли.
Движущей силой познания является практика. Практика - это материальная, предметно-чувственная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силу развития человеческого общества и познания. По отношению к практике она играет троякую роль. Во-первых является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она- цель познания. В-третьих она служит мерилом, критерием истинности результатов.
Понятие С. первоначально (напр., у Аристотеля) обозначало носителя свойств. состояний и действий. и в этом отношении было тождественно понятию субстанции. (Субстанция - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи, внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало).
Начиная с 17 в. понятие О. как и соотносительное с ним - С. , стало употребляться прежде всего в гносеологическом смысле. Под С. ныне понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; О. - то, на что направлена познавательная и иная деятельность С.
Связанная с осн. вопросом философии, проблема отношения С. и о. по-разному решалась материализмом и идеализмом. Идеалисты выводили взаимодействие С. и О. и само существование С. из деятельности С., понимаемого как бог, идея и т. п., пытаясь на этой основе объяснить активную роль С. в познания. Для субъективного идеализма при этом характерно понимание С. как единства психической деятельности индивида и попытки отрицать существование О., т.е. последний понимается только как совокупность состояний С.
Материализм рассматривал О. как существующий независимо от С. и понимал его как объективный мир, а в узком смысле - как предмет познания. Диалектический материализм исходит из признания существования О. независимо от С., но в то же время рассматривает их в единстве. О. не является абстрактной противоположностью С., т. к. последний активно преобразует, очеловечивает О., и основу их взаимодействия составляет общественно-историческая практика. Именно в ней стороны и свойства действительности превращаются в О., преобразование к-рого в практической и теоретической деятельности С. позволяет воспроизвести в сознании содержание объективной реальности.

Powered by Drupal - Design by artinet