Предмет общей теории права и государства

Общая теория права и государства (для краткости – теория права и государства) занимает фундаментальное место в системе юри-дических наук и учебных дисциплин. Предмет теории права и государства – право и государство как абстракции, их сущностные свойства.
Общая теория не занимается изучением специфики отдельных отраслей права, что является задачей отраслевых юридических наук (гражданского права, конституционного, уголовного, адми-нистративного, процессуального, трудового и т.д.). При этом тео-рия права и государства использует знания и особенно теорети-ческие (объяснительные) положения, накопленные отраслевыми юридическими науками.
Теория рассматривает право и государство не в отдельно взятой стране, не в конкретную историческую эпоху, а в их сущно-сти, в общих чертах и в историческом развитии. Но, прежде все-го, теория ориентируется на современные, наиболее развитые формы права и государственности.
Теория права и государства использует идеальные понятия, выражающие сущность правовых и государственных явлений. Она стремится абстрагироваться, отвлечься от конкретных различий между этими явлениями в отдельных странах. В ее задачу не входит описание специфики права и государства в отдельной стране, например, в России. Она не занимается страноведением и сравни-тельным анализом. Последнее входит в предмет юридической компаративистики (сравнительного правоведения) и отраслевых срав-нительных дисциплин, таких как конституционное право зарубежных стран (сравнительное конституционное право), сравнительное частное право и т.д. Но теория получает новое знание, пользуясь данными сравнительного правоведения, и в рамках учебной дис-циплины общетеоретические рассуждения иллюстрируются кон-кретными примерами, а поскольку настоящий учебник рассчитан на российского читателя, то российская государственно-правовая действительность чаще служит материалом для иллюстраций общих понятий. Правда, право и государство и в России находятся на стадии посттоталитарного развития, а поэтому российские приме-ры нередко показывают исключения из общего правила и подчеркивают неразвитость российской правовой системы.
Теория права и государства фиксирует исторические различия между правовыми системами прошлого и современности, выделяет исторические типы права и государства. Но ее не интересует конкретное историческое развитие права и государства в отдельных странах. Это предмет истории права и государства.
Современная теория как наука и особенно как учебная дисциплина постоянно обращается к историческому наследию в области правовой мысли, использует государственно-правовые идеи, по-нятия, теоретические конструкции, выработанные в юриспруденции начиная со времен греко-римской античности. Но юридиче-ские учения прошлого в учебном курсе теории права и государ-ства систематически и подробно не излагаются. Они составляют предмет особой науки и учебной дисциплины – истории правовых и политических учений.
Теория как дисциплина объясняет, что такое право и государство. Примерно тем же самым занимается философия права. Однако это разные науки и учебные дисциплины. Если определить специфику философии права в первом приближении, то можно сказать, что она объясняет сущность права (и государства) в общем и це-лом, выражает его смысл, назначение, ценность, роль в жизни че-ловека, общества и государства, а также объясняет, каким должно быть право (и государство) с точки зрения сегодняшнего знания о наиболее развитых правовых системах . Теория права и государст-ва изучает те же объекты (право и государство), но в отличие от философии права теория анализирует их более подробно, развер-нуто, раскрывает сущность права и государства не только в общем и целом, а в многообразии ее проявлений. Например, теория изу-чает официальные источники права, его систему и структуру, его действие и применение, нарушение и восстановление и т.д. И все же различие предметов теории и философии права относительно. Теория опирается на положения философии права, и учебный курс теории права и государства включает в себя философско-правовые вопросы о типах правопонимания и основных концепциях права и государства, о ценности права и другие.
Среди наук, близких к теории права и государства следует на-звать социологию права и политологию, включающую в себя социологию государства. Они отличаются от теории и, особенно от фило-софии права тем, что они не интересуются вопросами о том, какими должны быть право и государство, об идеальных типах права и го-сударства. Они изучают примерно те же объекты, что и теория, но своим способом. Они анализируют правовые и государственные яв-ления как данные, доступные познанию в их конкретном эмпириче-ском выражении. Это прикладные науки и дисциплины, тесно связанные с практикой. Они изучают не только право и государство, но и все общественные и политические явления и процессы, которые связаны с правом и государством. Например, социология права не интересуется вопросом о сущности права, а изучает многообразие конкретных правовых явлений и, прежде всего, правоотношения, поведение людей под воздействием правовых норм и т.д. Политология не рассматривает государство с правовой точки зрения. Она интересуется всем, что связано с политикой, политической властью и рассматривает государство в рамках своего предмета как один из политических институтов. Теория права и государства в своих абстракциях учитывает выводы социологии права и политологии.
Теория права и государства как наука и как учебная дисциплина изучает два объекта – право как систему норм и государство как политико-правовую организацию, политико-правовые институты. Вместе с тем она имеет единый предмет – сущностные свойства права и государства в их единстве .
Право и государство взаимосвязаны, и одно не существует без другого. Поэтому и теоретические вопросы права и государства, в сущности, связаны друг с другом. Исследователь должен рас-сматривать понятие права и понятие государства как два необхо-димых взаимодополняющих компонента единого общего понятия права и государства. Отсюда с необходимостью вытекает единство предмета науки и учебной дисциплины “теория права и государства”.
Однако есть разные интерпретации права и государства, их сущностного единства – юридическая, т.е. собственно правовая, и неправовые интерпретации права и государства (силовые, мо-рально-этические и другие).
В юридической интерпретации право объясняется как само-стоятельный социальный регулятор (особый способ соционорма-тивной регуляции), а государство с его законами – как правовая организация власти, как власть, которая обеспечивает правопоря-док, защищает право.
Таким образом, в юриспруденции (системно целостной науке о праве) государство интерпретируется как правовое явление. В юридической теории права и государства единство ее предмета обеспечивается юридическим объяснением государства.
В юриспруденции логически первичным, базовым, предметообразующим является понятие права, а понятие государства является вторичным, зависимым от понятия права . В едином юри-дическом понятии права и государства предполагается правовое понятие государства. Такова юридическая парадигма (теоретико-смысловая модель) права и государства.
Из неправовых наиболее распространена силовая (потестарная) интерпретация сущностного единства права и государства. В этой интерпретации государство предстает как верховная социальная сила, которая устанавливает общеобязательные нормы – право. Государственная власть первична, а право вторично, производно от силы, воплощенной в государстве. Право – это приказ, власт-ное веление, “продукт” властно-приказной деятельности, прояв-ление той же силовой сущности. Такова силовая парадигма госу-дарства и права.
Именно в рамках силовой парадигмы строилась теория государства и права в бывшем СССР – и как наука, и как учебная дисциплина. При советской власти официально признавалась и до-пускалась лишь одна теория – марксистская. Главное в ней – учение о классовой борьбе, о классовом насилии и о так называемой диктатуре пролетариата. В советской теории государство и право объединялись понятием классового насилия: государство – это организация (аппарат) классового насилия, право – инструмент классового насилия . В постсоветской России марксистская идеология в науке открыто уже почти не признается.
Принципиальное различие юридической интерпретации и всех иных, неюридических интерпретаций права и государства можно обозначить как два типа правопонимания – юридический и пози-тивистский (от лат. positio – установление). В последнем правом считается все, что официально установлено, предписано, офици-ально признано в качестве права, и только это.
Правопонимание (определенный тип правопонимания) – это, прежде всего, решение (определенный вариант решения) вопроса о соотношении права и закона, права и власти, права и силы.
Правопониманием определяется предмет, и даже порядок слов в названии теоретической дисциплины. Наука и соответствующая дисциплина, преподававшаяся в советский период, называются теорией государства и права, поскольку в этой теории понятие государства первично, а то, что эта теория признает правом (приказы верховной власти, законы), вторично, производно от государства (верховной власти).
Если же наука или дисциплина обозначается как теория права и государства, то это подчеркивает первичный характер понятия права в едином понятии права и государства. Такая теория не объясняет право через понятие закона, установленного государ-ством, а исходит из различения права и закона и объясняет государство через право. Любая юридическая, т.е. правовая в собст-венном смысле, теоретическая дисциплина различает право и закон, право и власть, право и силу, государство и деспотию. Толь-ко на такой основе можно объяснять государство юридически – как силу, защищающую право, как власть, которая своими зако-нами должна обеспечивать и не должна нарушать право.

Powered by Drupal - Design by artinet