Публичная политическая власть

Родовым понятием для всех вариантов понимания государства служит понятие публичной политической власти.
В обществе существуют различные виды личной и социальной власти – власть главы семьи, власть господина над рабом или слугой, экономическая власть крупных собственников, духовная власть (авторитет) церкви, власть организованного преступного сообщества и т.д. Все названные виды представляют собой либо индивидуальную, либо корпоративную, групповую власть. Она существует в силу личной зависимости подвластных, не распространяется на всех членов общества, не осуществляется именем народа, не претендует на всеобщность, не является публичной.
Власть же публичная – всеобщая – распространяется по территориальному принципу, ей подчиняются все, включая иностранцев (за редким исключением), кто находится на территории, ко-торую эта власть способна контролировать.
Публичная власть есть власть политическая. Это власть, пред-назначенная решать общие дела, управляющая народом в интересах благополучия сообщества в целом, обеспечивающая стабильность и порядок. Ради этого она прибегает к организованному принуждению вплоть до физического насилия в отношении социальных групп и отдельных людей.
Публичная политическая власть осуществляется особыми груп-пами людей, которые профессионально, на постоянной основе за-нимаются управлением и составляют аппарат власти. Этот аппарат подчиняет все социальные группы политической воле, выражае-мой в законах и других публично-властных актах, приказах. Ре-ально политическая воля (“общая воля”) выражается как воля правителя, парламентского большинства, политической элиты и т.д. Аппарат существует и функционирует за счет налогов с населения, которые устанавливаются и взимаются либо по праву – когда налогоплательщики являются свободными, либо произвольно, силой – когда они несвободны по отношению к власти и ее представите-лям. В последнем случае – это уже не налоги в собственном смысле, а дань или подати.
Аппарат публичной политической власти обычно включает в себя законодателя (им может быть и парламент, и единоличный правитель), правительство и бюрократию, суд, полицию, вооруженные силы, тюрьмы и другие карательные учреждения. Все высшие полномочия публичной политической власти могут быть соединены в одном лице или органе власти (монарх, деспот, дик-татор и т.п.), но могут быть и разделены на самостоятельные вет-ви власти – законодательную, исполнительную и судебную.
Аппарат публичной политической власти обладает монополией на принуждение на всей подвластной территории и в отношении всего населения. Никакая другая социальная власть не может конкурировать с публичной политической властью и применять силу без ее разрешения. Это означает суверенитет публичной политической власти, т.е. верховенство на подвластной территории (внут-ренний суверенитет) и независимость от властных субъектов, действующих за пределами этой территории (внешний суверенитет). Только аппарат публичной политической власти может издавать законы и другие общеобязательные акты. Все приказы этой вер-ховной власти обязательны для исполнения.
Таким образом, публичная политическая власть характеризуется следующими формальными признаками:
– объединяет население по территориальному принципу, создает сообщество, интегрированное публично-властными отношениями на некой территории;
– осуществляется специальным аппаратом, который как сово-купность людей не совпадает с населением, со всем территори-альным сообществом; аппарат действует за счет налогов;
– обладает суверенитетом, в частности, монополией на при-нуждение и прерогативой законотворчества.
Есть два принципиально противоположных типа публичной политической власти: правовой (государственность) и силовой (от старого деспотизма до современного тоталитаризма). На та-кой позиции в понимании права и государства стоит либертарно-юридическая теория. Но в рамках позитивистского понимания права и государства (см. 1.3.4.) это сущностное различие двух ти-пов публичной политической власти не учитывается. Поэтому в позитивистских концепциях государства (государства и права) сущность государственности (государственно-правового обще-ния) искажается: сущность государства объясняется либо как мо-нопольная принудительная сила, позволяющая произвольно ус-танавливать законы, либо как сила, действующая в рамках зако-нов, содержание которых считается, опять же, произвольным.

Powered by Drupal - Design by artinet