Теория насилия

Концепции насильственного происхождения государства и права (теория насилия) соответствуют классическому легистскому по-зитивизму. Они относятся к силовому понятию государства и рассматривают право как нормы, установленные принудительной властью в форме закона. Поэтому считается, что в догосударственном (первобытном) обществе не может быть права: право (за-коны, нормативные судебные прецеденты) возникает тогда, когда возникает государство.
В трактовке сторонников теории насилия право не возникает в процессе развития общества, а создается господствующей вер-хушкой государства с целью подавления сопротивления и экс-плуатации народных масс. Оно навязывается обществу силовым путем, с помощью войны и принудительного умиротворения.
Например, согласно теории этнического насилия, один народ покоряет другой (другие народы) и, дабы удержать покоренных в повиновении, создает постоянно действующий аппарат принуж-дения (насилия) – постоянное войско, полицию, тюрьмы и т.д. Иначе говоря, господствующий этнос политически организуется в борьбе за жизненные ресурсы и образует правящий класс, а по-бежденные и порабощенные народы составляют низший класс. Постоянно действующий аппарат насилия нужен правящему классу постольку, поскольку нужна сила, обеспечивающая мир-ный и устойчивый порядок, угодный правящему классу. Нормы, обеспечивающие такой порядок, – это и есть право, и оно всегда выступает как право сильного.
В постсоветской России наиболее известна теория классового насилия. Это марксистская теория, развивавшаяся в рамках клас-сического легистского позитивизма. Ее основные положения со-держатся в работе Ф.Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884).
В этой теории сущность государства и права объясняется как классовое насилие: государство – это “машина”, созданная эко-номически господствующим, эксплуататорским классом для уг-нетения и подавления эксплуатируемого класса; право – это “ин-струмент” классового насилия, нормы, выражающие волю эко-номически и политически господствующего класса.
Государство и право, согласно этой теории, возникают в результате исторического перехода от первобытного к классовому (классово-антагонистическому) обществу. В первобытном обществе с его примитивным коммунизмом (доклассовое общество) не было классовых антагонизмов и не было нужды в аппарате классового насилия. Классы появились в ходе развития произво-дительных сил общества. В будущем появится бесклассовое об-щество. Так что государство и право – это исторически преходя-щие явления (см. 5.1.1.).
Классообразование и политогенез в этой теории изображаются по следующей схеме. Развитие производства порождает избыточ-ный продукт и его присвоение отдельными членами общества. Так возникает собственность. Начинается имущественная и соци-альная дифференциация, общество делится на имущих и неиму-щих. В результате общество раскалывается на классы собствен-ников и несобственников средств производства, эксплуататоров и эксплуатируемых. Между этими классами возникают антагони-стические противоречия, которые порождают классовую борьбу, грозящую уничтожить все общество. По мысли Энгельса, для разрешения этих противоречий необходима новая сила – госу-дарство. Эта сила встает над антагонистическими противоречия-ми, умеряет классовую борьбу, вводит ее в цивилизованные рам-ки. С одной стороны, она действует в интересах общества в це-лом, но, с другой – эту силу может создать только экономически господствующий, эксплуататорский класс. Тем самым он пре-вращается в класс, господствующий не только экономически, но и политически.
Внутреннее противоречие марксистского учения о государстве и праве и об их происхождении заключается в следующем. С од-ной стороны, Маркс и Энгельс верно обозначили объект исследо-вания – западную персоноцентристскую цивилизацию. Они иска-ли истоки государства и права именно там, где зародились эти явления, а не в восточном деспотизме. С другой стороны, идеоло-гический интерес, стремление обосновать классовое насилие и диктатуру пролетариата заставляли их интерпретировать этот объект не как воплощение свободы, а как совокупность явлений силового типа.

Powered by Drupal - Design by artinet