Правогенез и собственность

В системе регуляции первобытного общества не было какого бы то ни было “раннего права”, которое впоследствии трансформировалось в право цивилизованное. В этом обществе человек не существовал как индивид (отдельный человек, личность), был “растворен” в коллективе, а сам коллектив существовал как часть природы, естественной среды обитания. Действовали доправовые регуляторы, поддерживавшие баланс в отношениях человеческих популяций с природой. Первые соционормативные системы жестко регламентировали взаимоотношения человеческих общностей с природной средой обитания и отношения между коллективами и внутри коллективов по поводу добычи и потребления естественных продуктов . Право же возникло тогда, когда человек стал создавать особый, отделенный от природы мир своего существования – цивилизованную культуру. Причем такую культуру, в которой человек мог быть свободным, относительно независи-мым и от природы, и от других представителей своего вида, рода, общины, коллектива. Возникновение права породило и соответ-ствующий тип публичной политической власти – государство.
Право и государство возникают постольку, поскольку есть свободные индивиды, и тогда, когда свободные становятся соци-ально значимой группой. Поэтому говорить об историческом ге-незисе права можно лишь применительно к цивилизации персоноцентристского типа.
Свободные как социально значимая группа возможны только в обществе, в котором существует собственность (см. 2.2.2.). Сле-довательно, исторический генезис права обусловлен возникнове-нием собственности (частной собственности). Собственность же исторически возникает тогда, когда избыточный продукт, произ-водимый в обществе, присваивается отдельными членами обще-ства. Последнее возможно постольку, поскольку отдельные чле-ны общества самостоятельно используют средства производства (в аграрном обществе – это земля).
Собственность есть необходимое условие и важнейший компо-нент свободы. Люди могут быть свободными (от других членов сообщества) лишь тогда, когда в обществе официально признают-ся и защищаются отношения собственности. Собственность позво-ляет членам общества, присваивающим часть производимого в обществе продукта, быть относительно независимыми в удовлетво-рении потребностей. Как свободные, они лишь формально независимы друг от друга. Фактически они нуждаются друг в друге, в со-циальных ролях и качествах друг друга, в товарах и услугах, которые сами не производят, и поэтому вступают в отношения обме-на.
В процессе разложения первобытной общины реально свободными, поначалу становятся лишь реальные собственники. Да-лее происходит разделение сообщества на имущих и неимущих, попадающих в имущественную, а затем и личную зависимость от реальных собственников. Когда имущие становятся социально значимой группой (в марксистской терминологии – имущим, эксплуататорским классом), они конституируют себя уже в каче-стве формально свободных, в качестве тех, кто имеет право быть собственником – в отличие от тех, кому теперь это не дозволено. Они устанавливают такой порядок, при котором остальным за-прещено быть собственниками. В этом качестве они отделяют се-бя от иных социальных групп, прежде всего – рабов.
В отношениях свободного обмена сталкиваются частные интересы субъектов, признающих друг друга собственниками обмениваемых благ. Для регулирования этих коллизий требуется новый соционормативный регулятор, новые социальные нормы. Эти нормы складываются в отношениях эквивалентного обмена, в которые вступают субъекты-собственники, признающие друг друга равными (формально равными).
Таким образом, право возникает как социальный регулятор, который упорядочивает взаимодействие свободных субъектов в отношениях эквивалентного социального обмена. Это нормы, ко-торые, во-первых, гарантируют свободу, формальную независимость человека в обществе и, во-вторых, признают равную свободу формально независимых друг от друга субъектов.

Powered by Drupal - Design by artinet