Возникновение гражданской цивилизации

На рубеже II и I тысячелетий до Р.Х. возникли земледельческие общины, а затем и локально-цивилизационные общности (античные полисы), относящиеся к цивилизации персоноцентристского типа (греко-римская гражданская цивилизация). Здесь главной ценностью, определявшей основные черты цивилизации, стала свобода граждан полиса. Здесь сложились отношения соб-ственности и нормативная форма свободного общения – право, образовалась институциональная форма свободы – полисное го-сударство (города-республики).
Зарождение гражданской цивилизации выглядит случайным в эпоху господства общинных цивилизаций. Но у этой случайности есть объяснение. В ландшафтно-климатических условиях северно-го средиземноморья для создания культурного ландшафта, обеспечивавшего сельскохозяйственное производство, не требовалось проведения широкомасштабных ирригационных работ. Здесь пре-обладало парцеллярное земледелие. Потребляемый продукт произ-водился малыми производственными коллективами, раздроблен-ными мелкими и мельчайшими земледельческими хозяйствами . Именно это сделало возможным присвоение производимого про-дукта и собственность.
Присвоение производимого продукта происходит тогда и по-стольку, когда и поскольку для получения этого продукта не тре-буются совместные усилия всех членов локального сообщества. Если достаточно усилий семейно-производственного коллектива, то возникает локально-цивилизационная общность, в которой эти коллективы становятся собственниками получаемого продукта. В отношениях обмена, в которые вступают эти коллективы, в роли собственника обмениваемых благ выступает глава коллектива (фигура типа pater familias). Так появляется фигура индивидуального субъекта-собственника, основного субъекта права.
В гражданской цивилизации нет нужды в тотальной власти, которая регламентировала бы производство и обменные связи. Субъектами экономической жизни здесь выступают свободные индивиды, которые действуют по правилам эквивалентного об-мена и создают органы управления, обеспечивающие соблюдение этих правил. Так формируются право и государство.
В общинной цивилизации деспотическая власть необходима для организации крупных производственных коллективов в каче-стве социальной системы и для удовлетворения всего комплекса потребностей человека в рамках этой системы. Здесь публично-властные связи пронизывают всю систему, опосредствуют отно-шения обмена. Без этих властных связей система разрушится.
В гражданской же цивилизации взаимодействуют свободные субъекты, интегрированные в социальную систему преимущест-венно рыночными отношениями. В этом контексте можно рас-сматривать право как социальный регулятор, который обеспечивает удовлетворение потребностей без обязательного публично-властного опосредования. Здесь существуют связи (частноправо-вые отношения), интегрирующие систему без непосредственного участия политической власти, дающие свободу выбора при удов-летворении потребностей.
Деспотическая власть обеспечивает всеобщее внеэкономиче-ское принуждение к труду и организует необходимое разделение труда. Благодаря этому, даже при низком развитии производи-тельных сил, производится достаточный продукт.
На ранней стадии гражданской цивилизации (в аграрном обществе) тоже используется внеэкономическое принуждение. Но это принуждение – в отношении несвободных (рабов), составляющих лишь часть населения. Свобода одних обеспечивается несвободой других. Ибо низкий уровень развития производительных сил в аг-рарном обществе не обеспечивает материальную базу для свобод-ного существования всех членов сообщества. Несвободные вовле-каются в общественное производство силовым путем, и при этом они потребляют минимально необходимую долю производимого продукта. За счет этого другие существуют как свободные члены сообщества. Причем силовое принуждение рабов не является об-щим делом граждан и не может быть публично-властным принуж-дением (насилием “эксплуататорского государства” над “эксплуатируемыми массами”). Здесь несвободные являются объектом не публичной власти, а частной собственности и частной власти. Иначе говоря, первоначально в аграрном обществе свободу обес-печивает институт частного рабовладения.
Свобода исторически возникает в процессе дифференциации сообщества на свободных и несвободных, благодаря разделению на свободных и рабов и достигается постольку, поскольку рабо-владение укладывается в отношения частной собственности. Точно так же в эпоху феодализма свобода одних была возможной лишь благодаря частичной несвободе других.
Итак, гражданская цивилизация начинается как рабовладельческая цивилизация. Это не значит, что право и государство возни-кают из разделения на свободных и рабов – для регулирования отношений между свободными и несвободными. Использование рабской рабочей силы представляет собой неправовую форму от-ношений. Но первоначально эта неправовая форма служит усло-вием существования правовой свободы.

Powered by Drupal - Design by artinet