Правогенез и политогенез

Возникновение государственности не достаточно рассматривать как всего лишь переход сообщества к профессиональному управ-лению и объяснять такой переход усложнением социальной сис-темы. Свобода субъектов, действующих в социальной системе, означает, что некоторые процессы в этой системе, например в экономике, протекают как саморегулирующиеся процессы и не нуждаются в публично-властном опосредовании. Это делает сис-тему более простой для управления, так как ограничивает сферу и функции управленческой деятельности. Поэтому сам по себе рост такой системы не влечет за собой необходимость постоянно действующего и, тем более, силового политического регулятора.
В условиях становления правовой свободы одновременно про-исходит политогенез правового типа. Было бы абсурдным пред-полагать, что правовая свобода возникает при силовом политиче-ском господстве или что в условиях правовой свободы возникнет организация политической власти неправового, силового типа.
Как было сказано выше, любые общеобязательные социальные нормы требуют авторитетных социальных институтов, которые обеспечивают нормативный порядок. Причем правовые нормы требуют властных институтов, подчиненных праву.
Необходимость поддерживать правовой порядок заставляет создавать постоянно действующие властные органы, призванные формулировать правовые нормы и обеспечивать их реализацию. Иначе говоря, правогенез порождает государство. В правовом со-обществе выделяется совокупность поддерживающих правопоря-док властных субъектов, а их полномочия и функции определя-ются нормами права.
В зачаточном виде право может существовать и до образования государства. Но исторический процесс формирования пра-ва с необходимостью влечет за собой формирование государства – систему постоянно действующих властных органов, обеспечи-вающих правовую свободу и обладающих монополией на прину-ждение к соблюдению правовых норм.
Первоначально правовые нормы в какой-то мере могут под-держиваться институтами родоплеменного сообщества. Но пра-вогенез разрушает родоплеменные структуры.
Институты потестарной власти подчиняли человека интересам родоплеменного сообщества и тем самым интегрировали общину. С появлением собственности эгоистические частные интересы разрушают целостность и жизнеспособность старого сообщества. Поэтому в прежнем своем качестве имеющиеся властные инсти-туты непригодны для обеспечения правового общения. Нужны властные институты, которые действовали бы в интересах сво-бодных субъектов-собственников. Прежде всего, должна изме-ниться функция властной организации сообщества. Функцио-нальное изменение влечет за собой и структурные изменения в организации власти, появление новых органов власти, изменение роли правителей и народного собрания и т.д.
Политогенез изменяет форму права (см. 7.4.). Если первоначально нормы права закрепляются в форме обычая, то по мере фор-мирования государственных институтов обычай не только санкцио-нируется властным авторитетом, но и дополняется, а затем и вытес-няется официальной формой выражения права. Причем сначала преобладает прецедентная официальная форма: суды и другие вла-стные органы, разрешая конкретные споры о праве, формулируют нормы, которыми они пользуются в дальнейшей практике. Законная же форма права преобладает уже в относительно развитых право-вых систем, например, в классическом римском праве.
Итак, во-первых, в ходе политогенеза правового типа формируются властные органы, встающие над родоплеменным сообществом, обеспечивающие правовую свободу. Во-вторых, пра-вовые нормы, связывающие субъектов права в гражданское со-общество типа pόliς, предполагают формирование центрального аппарата управления, авторитетно формулирующего правовые нормы и охраняющего правопорядок.

Powered by Drupal - Design by artinet