Многозначность термина “правовая культура”

Выражение “правовая культура” используется в юриспруденции в нескольких значениях.
Во-первых, правовая культура рассматривается как особый тип культуры. Имеется в виду культура как искусственный, создаваемый людьми мир, противостоящий естественному состоянию че-ловека и природной среде обитания. Правовая (государственно-правовая) культура, или культура правового типа, – это такой тип культуры (социокультуры), при котором достигается и для которого характерна правовая свобода.
В этом смысле различаются правовой и неправовой типы миро-вой культуры. Различение обозначенных таким образом типов культуры, по существу, тождественно различению двух типов ци-вилизации (цивилизация – это культура обществ с производящей экономикой, принципиально развитая в сравнении с примитивной культурой первобытного общества). С точки зрения юриспруден-ции, правовая культура характеризует цивилизации персоноцен-тристского (гражданского) типа, а цивилизации системоцентрист-ского (общинного) типа следует рассматривать как неправовой тип культуры.
В каждой цивилизации можно выделить центральный принцип ее социальной организации. В западной цивилизации таковым является право, но этого нельзя сказать о других цивилизациях. Государственно-правовая действительность и правовая мысль развивались на почве западной культуры, а не китайской, индий-ской, японской или африканских культур. Это произошло не из-за того, что право означает какое-либо превосходство в области духовных или интеллектуальных достижений, или из-за некоего культурного превосходства Запада, но потому, что право и его институты играли центральную роль в специфической историче-ской действительности Запада, в то время как в других культурах эта роль принадлежала другим принципам .
Во-вторых, термином “правовая культура” обозначаются отдельные культуры прошлого и современности (в отдельных цивилизациях, локальных цивилизационных общностях), различаемые в рамках правового типа культуры. В этом смысле правовая культура формируется отдельным народом (особенная правовая культура) или несколькими народами, близкими по своей культу-ре (общая правовая культура).
В этом контексте можно, например, различать правовые культу-ры древности, средневековья и Нового времени или говорить о развитых и неразвитых правовых культурах. Так, римское право во времена кодификации Юстиниана свидетельствует о развитой для того времени правовой культуре – особенно в сравнении с эпохой XXII таблиц или в сравнении с неразвитой в правовом отношении культурой германцев, захвативших Западную Римскую империю. Но, с сегодняшней точки зрения, правовая культура Древнего Рима относится к исторически неразвитым правовым культурам.
Сравнение современных правовых культур показывает разный уровень их развитости, разную степень развития правовой свободы у разных народов. С одной стороны, заметны правовые культуры, определяющие международные стандарты прав человека (западноевропейская, североамериканская правовые культуры). С другой стороны, есть правовые культуры, в которых ценность правовой свободы принижена. Современная российская правовая культура (и культура большинства посттоталитарных стран), во многих от-ношениях является отсталой и неразвитой в сравнении с западно-европейской правовой культурой.
В-третьих, речь идет уже не о культуре и ее разновидностях, а о праве – о сходстве и различиях национальных правовых систем, об особенностях права в разных странах. При этом выражение “правовая культура” используется как характеристика национальной правовой системы или нескольких национальных право-вых систем, имеющих сходные черты.
В этом контексте предпочтительно использовать термин не “правовая культура”, а “правовая семья”, хотя в этом вопросе нет устоявшейся терминологии. В этом значении можно говорить о континентальной европейской правовой семье (культуре) или о семье (культуре) общего права, имея в виду общие черты право-вых систем в соответствующих странах.
В третьем значении правовая культура включает в себя: 1) осо-бенности правовых норм и институтов, действующих в одной или нескольких странах; 2) особенности правосознания, правовой идеологии и правовой психологии, юридического мышления в стране (странах); 3) уровень развитости юридической науки, осо-бенности правовой доктрины и разрабатываемых ею правовых понятий; 4) характерные для национальной правовой системы (правовой семьи) источники права; 5) особенности юридической практики, способы правоустановления и реализации права, осо-бенности юридической техники.
В-четвертых, этим термином обозначается то, что иначе можно назвать правовая культурностью. Это мера приобщенности людей к существующей правовой культуре, уровень их правовой развито-сти и просвещенности, юридической образованности. Этот уро-вень можно характеризовать, например, как высокую или низкую правовую культуру индивида или социальной группы.

Powered by Drupal - Design by artinet