Понятие и функции правосознания

Правосознание – это способ бытия права (бытие права в созна-нии). Правосознание формируется как психическое отражение правовой действительности. Но правовая действительность не существует помимо воли и сознания субъектов права. Именно правосознание позволяет субъектам права воздействовать на эту специфическую социальную действительность, изменять ее, соз-давать новую правовую действительность, вырабатывать новые правовые нормы в процессе взаимодействия с другими субъекта-ми права.
Правовые нормы (правила правового общения) возникают как продукт сознательно-волевой деятельности индивидов, вырабаты-ваются правосознанием – сознанием взаимодействующих субъек-тов права, объективируются в общественном правосознании (см. 4.3.3.). В этом контексте правосознание не есть нечто внешнее по отношению к праву: право – это объект, порождаемый сознанием и существующий в сознании субъектов права.
Однако правовые нормы объективируются не только в право-сознании, но и в правоотношениях и в официальных текстах (не-возможно право, объективированное лишь в сознании людей). Правовые нормы – это общеобязательные правила, существую-щие в форме обычая или закона (позитивное право). В этом каче-стве они возникают и существуют как специфическая социальная действительность и являются объектом познания для субъектов права. И если рассматривать соотношение права (правовых норм) и правосознания в этом контексте, то уже не правовые нормы оказываются продуктом правосознания, но правосознание высту-пает как результат познания, осознания, осмысления отдельных правовых норм, правовых явлений и права в целом.
Правосознание следует отличать от правопознания. Правосоз-нание формируется на основе правопознания, в процессе и в ре-зультате познания права, осознания сущности правового обще-ния. Функцию познания права выполняет сознание как таковое, хотя и в контексте правовой культуры. Вне правовой культуры правопознание невозможно.
Бытие права в сознании – это представления о праве, а также о государстве (правовой организации власти). Более точно – это представления, существующие в сознании субъектов права. Поскольку таковыми являются, прежде всего, свободные индивиды, то правосознание – это представления о праве свободных. В соз-нании несвободных либо, вообще, нет места для правосознания, либо существуют искаженные представления о праве. У рожденных несвободными и не знающих, что такое свобода, не может быть адекватных представлений о праве. Точно так же не может быть правосознания в условиях неправовой культуры, деспотии. Правосознание людей, сформировавшихся как личности в условиях тоталитарного режима, является ущербным. Им непонятны идеология прав человека, смысл частной собственности.
Правосознание складывается из нескольких компонентов. По меньшей мере, это знание (информация) о существующем праве, оценка существующего права и установки на определенное пове-дение в соответствии с этой оценкой, а также представления о должном быть праве. Все эти компоненты взаимосвязаны. Так, с одной стороны, оценка существующего права предполагает некую нормативную позицию оценивающего субъекта, выражающую его представления о должном быть праве. С другой стороны, такая нормативная позиция вырабатывается на основе знания о сущест-вующем праве. Нормативно-правовая позиция не может быть вы-работана на основе каких-то неправовых ценностных устремлений, убеждений и ориентаций.
Эти компоненты позволяют говорить о трех функциях право-сознания – информативной, регулятивной и правоформирующей. Вряд ли можно говорить о самостоятельной оценочной функции правосознания, ибо оценочный элемент присутствует и в регуля-тивной, и в правоформирующей, и даже в информативной функ-ции, когда индивиды оценивают информацию как имеющую или не имеющую юридическое значение, нужную или ненужную, воспринимают или отвергают, отбирают, сортируют информацию в соответствии со своими ценностными установками.
Информативная функция правосознания позволяет знать пра-во, иметь представления о существующем праве. Сюда входят представления о действующих правовых нормах и о субъектив-ных правах и юридических обязанностях, которые существуют у субъектов права или возникают в правовых ситуациях. Причем это не только рациональное знание, но и чувственные представ-ления, ощущения, мнения, образы. Все эти представления могут быть более или менее адекватными, истинными или ложными.
Регулятивная функция осуществляется под воздействием, преж-де всего, информативной функции правосознания. Она ориентиру-ет, настраивает индивида в конкретных правовых ситуациях в со-ответствии с его знанием права и ценностными ориентирами. Имея информацию о существующем праве и оценивая его с позиции своих интересов (а иногда и с позиции представлений о должном быть праве), индивиды вырабатывают установки на определенное юридически значимое поведение. Причем это могут быть установ-ки не только на правомерное, но на противоправное поведение.
Правоформирующая функция осуществляется в процессе взаи-модействия индивидов в масштабе национальной правовой куль-туры. Осознание сущности, смысла правовой регуляции и, на этой основе, оценка законов и существующих норм права позво-ляет индивидам трансформировать их интересы в ценностно-нормативные суждения о правовой действительности, т.е. в пред-ставлениях о должном быть праве. Сюда входят, правовые идеи, ожидания, требования официального признания некой меры пра-вовой свободы и т.д. Причем эти оценки, ожидания, требования могут быть обоснованными и безосновательными.

Powered by Drupal - Design by artinet