Понятие и виды правового нигилизма

Понятие правового нигилизма отражает явления, выступающие антиподом правовой культуры. Правовой нигилизм – это отрица-ние правовой регуляции в пользу иных способов социальной ре-гуляции, отрицание ценности права, неприятие правовой свободы и правового равенства, правовой культуры. Это отрицание цен-ности права целыми культурами или субкультурами, отдельными индивидами или группами.
Нигилистическое отношение к праву и государству проявляет-ся тогда, когда некая культура или субкультура, столкнувшись с феноменом правовой свободы, отвергает эту свободу как ненуж-ную или даже враждебную ей. Поэтому некорректно говорить о правовом нигилизме применительно к доправовым, примитив-ным культурам.
Термин “правовой нигилизм” имеет два значения. В первом – это принцип социальной организации неправовых культур.
Правовой нигилизм в этом смысле характерен, прежде всего, для традиционных неправовых культур, которые в том или ином виде до сих пор сохраняются во многих странах Азии и Африки. Господствующие здесь социальные доктрины (идеология, этика, религиозные доктрины) принижают ценность индивидуальной свободы и утверждают ценности коллективизма, солидарности, моральной ответственности, обязанности по отношению к Богу, общине, семье и т.п. В этих странах традиционная соционорматив-ная регуляция, которая включает в себя моральные, религиозные и силовые компоненты, направлена на сохранение существующей социальной системы. Право же с его формальной свободой счита-ется несовершенным или даже непригодным способом социальной регуляции, так как правовая свобода позволяет людям действовать, руководствуясь эгоистическими частными интересами, вопреки интересам сохранения традиционной системы. В этих культурах правовое равенство считается безнравственным и недопустимым, ибо оно разрушает традиционный порядок. Действительно, такие культуры постепенно разрушаются под влиянием современной правовой культуры, идеологии прав человека – в той мере, в кото-рой они допускают проникновение чуждой им правовой культуры.
Нигилистическое отношение к праву и государству характерно и для тоталитаризма с его силовым, властно-приказным социаль-ным регулированием. Тоталитаризм (современная разновидность деспотизма) отвергает правовой способ соционормативной регу-ляции в пользу регулирования силового типа.
Не следует отождествлять правовой нигилизм с нарушениями законности, несоблюдением и неисполнением законов властными субъектами. В неправовых культурах само законодательство служит формой проявления правового нигилизма.
Правовой нигилизм во втором значении – это проявление мар-гинальной субкультуры в условиях преобладания культуры право-вого типа (по существу такая субкультура – это антикультура, не-гативная культура, противопоставляющая себя господствующей культуре). Правовой нигилизм в этом смысле представляет собой девиантное индивидуальное или групповое сознание и соответст-вующее антиправовое поведение отдельных индивидов и групп, не способных интегрироваться в правовую культуру. Носителями та-кой антиправовой субкультуры выступают, во-первых, организо-ванные криминальные сообщества, противопоставляющие себя го-сударству (государственно-правовому сообществу), и, во-вторых, люмпенские слои населения. Последние образуют социальную ба-зу для криминальных сообществ, а в некоторых исторических си-туациях – для антиправовых политических сил (политических движений и организаций, политических режимов).
При правовом способе социальной регуляции люмпенские слои населения находятся в экономически невыгодном положе-нии. Это порождает в индивидуальном и групповом сознании люмпенства ложные, коммунистические представления о неспра-ведливости существующего общественного строя с его государ-ством и правом и требования “социальной справедливости” (по существу – требования уравниловки и силовой социальной регу-ляции). В раннем индустриальном обществе, когда в производст-ве используется в основном неквалифицированная или малоква-лифицированная рабочая сила, массы наемных работников обра-зуют люмпенские социальные группы. Это люди, социальное по-ложение которых таково, что правовая свобода и государственно-правовой порядок, собственность и другие права человека не имеют для них ценности. Они готовы к революции с целью ком-мунистического переустройства общества, т.е. к ликвидации пра-вовой свободы (см. 9.3.1.).
По мере индустриального развития, с одной стороны, промыш-ленный труд становится более квалифицированным и оплачивает-ся выше, с другой стороны, организуется государственное пере-распределение национального дохода в пользу групп, находящихся в экономически невыгодном положении (см. 9.4.). Экономическое люмпенство утрачивает массовый характер, хотя остаются отдель-ные маргинальные группы с люмпенской, антиправовой субкуль-турой. Именно эта субкультура служит питательной средой и для организованной преступности, и для коммунистических или фа-шистских партий, иных террористических организаций.
Однако в индустриально неразвитой ситуации, в условиях рез-ких социально-экономических изменений люмпенские группы с их правовым нигилизмом могут стать преобладающей частью го-родского населения (за счет разорения мелких собственников и миграции разорившейся части сельского населения). В таких ус-ловиях может быть установлена национал-социалистическая, фашистская или коммунистическая диктатура, заменяющая право силовой социальной регуляцией.
Для правового нигилизма как маргинальной субкультуры ха-рактерны: 1) неспособность носителей этой субкультуры понять смысл правовой свободы, осознать смысл прав и свобод лично-сти, юридическая некомпетентность (отсутствие правовых зна-ний); 2) негативное отношение к праву и государству; 3) распространенность навыков и стереотипов неправового и противоправного поведения.
Нигилистическое отношение к праву и государству присутст-вует и в России. Оно существовало в традиционной российской культуре и было многократно умножено в форме коммунистиче-ского правового нигилизма. В посткоммунистической России, с одной стороны, в социальной структуре преобладает экономиче-ское и духовное люмпенство, с другой стороны, правящие бюро-кратические элиты воспроизводят в новых условиях неправовые методы социальной регуляции и грубо нарушают конституцион-но провозглашенные права человека. Уровень коррупции таков, что иногда трудно определить, где кончается государство и начи-нается организованная преступность. В такой обстановке процве-тают криминальные группировки, фактически противопоставив-шие себя государственно-правовому строю, и формируются ра-дикальные политические движения национал-социалистической и коммунистической ориентации.
Преодоление правового нигилизма в такой стране как Россия – длительный исторический процесс. Необходимой предпосылкой к этому является изменение социальной структуры, существенное снижение доли экономического люмпенства в составе населения, возрастание доли индивидов-собственников. Лишь на такой ос-нове возможно становление правового типа личности домини-рующим. Лишь при таких условиях возможны осознание боль-шинством населения смысла правовой свободы и реализация ценностей современной правовой культуры, переход от деклари-рования прав человека к их практическому осуществлению, фор-мирование правового государства.

Powered by Drupal - Design by artinet