Понятие системы права

Совокупность правовых норм, действующих в определенной стране, составляет ее национальную правовую систему . Национальные правовые системы различаются не только по содержанию действующих юридических норм, но и по видам источников права, особенностям правовой культуры и юридической практики. Международное право образует самостоятельную правовую систему с отраслевой структурой.
В правовой доктрине разработано понятие “система права”. Это доктринальная научная категория, на которую должна ори-ентироваться законотворческая практика . Она объясняет внут-реннее строение национальной правовой системы, ее структуру, взаимосвязь составляющих ее норм, соединение норм в группы. Ниже речь пойдет о системе права, характерной для национальных правовых систем, входящих в семью европейского кон-тинентального права.
Элементами системы права являются правовые нормы (система права – это система правовых норм). Системообразующим признаком, позволяющим отделить систему правовых норм от других социальных регуляторов, служит принцип права, т.е. формальное равенство (равенство в свободе, правовая форма свобо-ды). Следовательно, неправовые нормы, даже установленные в законе, не входят в систему права. Например, нормы социального законодательства (см. 9.4.) противоречат принципу права и не могут быть элементами системы права.
В наиболее общем виде систему норм права можно представить как две подсистемы – частного (гражданского) права и публичного права (см. 4.3.4.). Частное право регулирует отношения обмена, участники которых выступают как формально равные, формально независимые субъекты. Это правила свободного (справедливого, эквивалентного) обмена .
Нормы частного права не могут эффективно действовать без публичного права, которое устанавливает правосубъектность ин-дивидов, обеспечивает правосубъектность и безопасность угрозой наказания для тех, кто посягает на жизнь, личную свободу, собст-венность и другие правовые ценности. Следовательно, требуются публично-властные институты, обеспечивающие правовую свобо-ду и принуждающие к соблюдению правовых запретов. Соответственно требуются нормы публичного права, которые устанавливают правомочия этих властных институтов, необходимые для защиты правопорядка, для пресечения и наказания нарушений правовых запретов, для разрешения конфликтов. Наконец, нужны нормы, регулирующие участие индивидов-субъектов права в фор-мировании и осуществлении государственной власти. Круг инди-видуальных субъектов политического участия и степень их участия определяют, в какой мере государственно-властные субъекты будут признавать, соблюдать и защищать правовую свободу.
Различение подсистем частного и публичного права дает наиболее общее представление о структуре права, внутреннем строении системы правовых норм. Подсистемы – это наиболее крупные структурные подразделения в системе права. При более детальном рассмотрении в системе права (и составляющих ее подсистемах) различаются отрасли права и правовые институты. А именно: система правовых норм как целое (и составляющие ее подсистемы) подразделяется на отрасли права, которые в свою очередь подразделяются на подотрасли и правовые институты.
Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирую-щих общественные отношения определенного типа определенным методом. В основе доктринального различения отраслей права ле-жат объективные различия предметов правового регулирования, т.е. типов общественных отношений, регулируемых правом. Своеобразие регулируемых отношений (предмет регулирования) определяет метод правового воздействия на них: то или иное сочетание запретов и дозволений, преимущественную диспозитивность или императивность законодательства, специфику санкций. Это не значит, что каждая отрасль права имеет свой уникальный метод регулирования общественных отношений. Но методы отраслей частного права и публичного права принципиально различаются.
Так, для частного, или гражданского, права более характерен диспозитивный метод регулирования. Официально признанные, сформулированные в законе нормы частного (гражданского) права часто лишь предлагают образец поведения в типичных ситуациях (диспозитивные нормы). Субъекты частного права, формально равные и независимые друг от друга, регулируют свои отношения договорами (так называемое автономное правовое регулирование). При этом они могут воспользоваться предлагаемым образцом, но могут установить в договоре иные права и обязанности, ибо они руководствуются принципом “все, что не запрещено правом, раз-решено”. Но в частном праве есть и императивные нормы, нарушение которых влечет за собой недействительность договора.
Напротив, в отраслях публичного права – конституционного, уголовного, административного, процессуального – действуют только императивные нормы, запрещающие противоправное по-ведение или требующие безусловного выполнения определенных обязанностей. Например, конституционные, процессуальные и административно-правовые нормы, устанавливающие компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц, требуют осуществления этой компетенции и запрещают выходить за ее пределы. В публичноправовых отношениях государ-ственные органы и должностные лица подчинены требованию “все, что не разрешено правом, запрещено”.
Отрасль (подотрасль) права делится на правовые институты – обособленные группы юридических норм, регулирующих однородные отношения. Наиболее тесная системная связь отдельных правовых норм существует в рамках институтов. Отраслевой правовой институт – это группа правовых норм, регулирующих од-нородные отношения в пределах отрасли права, самостоятельное подразделение отрасли права. Так, в гражданском праве существуют, например, институты собственности, наследования, обя-зательственного права, авторского права; в конституционном – институты гражданства, избирательного права и другие.
Кроме того, в науке принято выделять в рамках системы права межотраслевые правовые институты – конструкции, имеющие познавательно-информационное и практическое значение. При этом в отдельные межотраслевые институты объединяются сход-ные отраслевые институты: например, институт юридической от-ветственности в гражданском, уголовном, административном праве. Помимо этого в межотраслевой институт можно объединять нормы разных отраслей права, связанные с определенным отраслевым институтом. Так, в межотраслевой институт избира-тельного права включают нормы не только конституционного, но и административного и уголовного права, регулирующие отношения, связанные с выборами. В межотраслевой институт ме-ждународного частного права включаются нормы гражданского, процессуального, а иногда и трудового права, регулирующие от-ношения с так называемым иностранным элементом (см. 9.2.2.).

Powered by Drupal - Design by artinet