Отрасли права

Существует всего пять отраслей права. Во-первых, это частное, или гражданское, право: частное право как подсистема права включает в себя только одну отрасль; следовательно, отрасль пра-ва, именуемую гражданским правом, столь же уместно называть частным правом. Во-вторых, есть четыре отрасли публичного пра-ва – конституционное (“государственное”), уголовное, админист-ративное и процессуальное. Отрасли права различаются по типу регулируемых отношений и методам регулирования. Они имеют объективное предназначение, их формирование и обособление не зависит от усмотрения законодателя. Нормы всех отраслей права существуют с того времени, когда возникает право. Последнее ут-верждение относится и к нормам конституционного права – нор-мам, определяющим исходную правосубъектность индивидов.
Нормы гражданского права (частное право) описывают права и обязанности, характерные для типичных отношений свободного эквивалентного обмена, и гарантируют установление субъектив-ных прав и юридических обязанностей по принципу “незапрещенное разрешено”. Субъекты гражданского права приобретают и осуществляют субъективные права своей волей и в своем интере-се. Гражданское право регулирует, главным образом, имущественные отношения по принципу формального равенства, но оно не регулирует имущественные отношения, основанные на админист-ративном или ином властном подчинении одной стороны другой.
Предназначение конституционного права – установление об-щих правовых рамок публичной политической власти. В предмет конституционного права входят, прежде всего, отношения типа “индивид–государство”. Конституционное право определяет ста-тус полноправных субъектов. Современные конституции, прежде всего, гарантируют первичные права индивида (общий правовой статус человека и гражданина). Далее, конституционное право устанавливает организацию государственной власти, необходимую ради правовой свободы. Когда законы или обычаи государ-ства регламентируют правомочия высших государственных орга-нов, они тем самым полагают правовые пределы власти.
Нормы, описывающие общий правовой статус человека и гра-жданина, тем самым косвенно запрещают кому бы то ни было, прежде всего – властным субъектам, нарушать пределы минимальной неотъемлемой свободы. Эти нормы гарантируют такую свободу, которая исключает публичное или частное вмешатель-ство (status negativus), обеспечивают гражданам возможность участия в публичной жизни (status activus), позволяют требовать полицейской и судебной защиты прав и свобод (status positivus).
Другие нормы конституционного права определяют статус (правомочия) высших государственных органов, разграничивают их компетенцию, устанавливают разделение властей, препятствующее узурпации государственной власти и тирании. Если, вме-сто разделения властей, конституция закрепляет верховенство одного органа власти (“полновластие”), то это – фиктивная консти-туция, имитирующая ограничение власти.
Специфика конституционного права, в частности, заключается в том, что конституционно-правовые нормы не имеют санкций. Действие норм конституционного права защищается в первую очередь уголовным правом. Это одно из проявлений системной связи всех правовых норм.
Нормы уголовного права угрозой наказания охраняют ценности, гарантированные конституционным правом. Прежде всего, они защищают индивида от посягательств на его жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство, собственность, защищают его неприкосновенность – духовную и физическую, неприкосновенность жилища, тайну частной жизни, тайну коммуникаций, а также защищают естественную среду обитания че-ловека, общественную безопасность и общественный порядок, конституционный строй, порядок государственного управления и другие социальные блага.
Смысл административного права заключается в установлении полицейских полномочий, предназначенных для защиты тех же ценностей, которые гарантируются конституционным правом и охраняются правом уголовным. Это специфическая отрасль права – дозволенные правом полицейские полномочия, т.е. правомочия, позволяющие осуществлять публично-властное принуждение вплоть до насилия. Поскольку это – правомочия, а не произволь-но установленные полномочия, они должны устанавливаться ра-ди обеспечения и защиты правовой свободы, но не наоборот.
Административные (полицейские) правомочия государствен-ных органов и должностных лиц устанавливаются в законе (доз-воляются законом) по принципу “все, что не разрешено правом, запрещено”. Конкретно они предназначены для обеспечения пра-вопорядка, пресечения и наказания правонарушений, а также для управления имуществом, находящимся в государственной собственности и вообще для исполнения законов, для осуществления исполнительно-распорядительной (подзаконной) деятельности.
Нормы процессуального права устанавливают надлежащую правовую процедуру разрешения споров, а также правила уголовного преследования и компетенцию органов, осуществляющих процессуальные действия. Несоблюдение процессуальных пра-вил лишает судебные и полицейские решения юридической силы. Надлежащая правовая процедура разрешения споров препятствует произвольному ограничению свободы и собственности. Это судебная процедура: перед лицом суда формально равны любые субъекты, выступающие в качестве сторон спора, любые участники процесса.

Powered by Drupal - Design by artinet