Социальное законодательство

В развитом индустриальном и, особенно, в постиндустриальном обществе важную роль играет социальное законодательство. Это законодательство о социальном обеспечении (пенсионное законодательство), законодательство о занятости, о здравоохранении, об образовании, о науке и культуре, а также часть жилищного и экологического законодательства.
Социальное законодательство – это, в сущности, неправовое, произвольное (в нейтральном смысле) законодательство. Оно ре-гулирует перераспределение национального дохода в интересах общества в целом и, особенно, в пользу социально слабых. Госу-дарство, осуществляющее социально-экономические задачи (так называемое социальное государство), “исправляет недостатки” первоначального распределения национального дохода, которое происходит в процессе свободного эквивалентного обмена и в тру-довых отношениях. А именно: социальное государство осуществляет уравнительное регулирование, т.е. отнимает в виде налогов значительную часть доходов у тех, кто их имеет, и распределяет полученные средства среди тех, кто не имеет доходов или терпит убытки. Социальное законодательство является инструментом та-кого распределения, средством государственного вмешательства в различные сферы общественной жизни с целью смягчения имуще-ственного и потребительского неравенства. Сущность социального законодательства – это привилегии, льготы и преимущества, или так называемая позитивная дискриминация .
Хотя многие акты социального законодательства содержат процедурные нормы административного права, защищающие граждан от произвола распределяющей бюрократии, все же глав-ное в социальном законодательстве – это привилегии. Они уста-навливаются для социально слабых и для тех, кто оказывается в экономически невыгодном положении. Эти привилегии различны для разных групп населения – в зависимости от их положения в системе рыночного распределения социальных благ. Но смысл этих привилегий одинаков для всех, на кого распространяется со-циальное законодательство. Это предоставление социальных благ бесплатно или на льготных условиях. Сюда относятся бесплатное образование, бесплатное или социальное жилье, предоставление медицинских услуг бесплатно или за доступную плату, пенсии и пособия, не связанные с какими бы то ни было заслугами, льгот-ные кредиты, субсидии и т.д.
Эти привилегии устанавливаются и реализуются произвольно. Например, нет и не может быть никакого объективного или пра-вового критерия для определения минимального или надлежаще-го размера пособия по безработице или пенсии по инвалидности. Реализация социального законодательства, в частности, количество и качество социальных благ, распределяемых за счет государственного бюджета, зависит от объективных экономических возможностей общества и от социальной политики конкретного правительства.
Притязания социально слабых на получение от государства со-циальных благ производны исключительно от закона и прави-тельственных программ. Причем государство в осуществлении своих социально-экономических задач не связано правом и дей-ствует вопреки праву; здесь законодатель и правительство руко-водствуются соображениями социальной солидарности, эгалита-ризма, гуманизма, целесообразности, фактических возможностей и потребностей экономики. В этом смысле социальное законодательство – гуманное, моральное и т.п. – является произвольным.
К социальному иногда причисляют и трудовое законодательство. Но оно существенно отличается от социального. Трудовое гарантирует наемным работникам получение минимума социаль-ных благ (и приемлемые условия труда) в отношениях социаль-ного обмена, в качестве вознаграждения за трудовые услуги. Со-циальное же законодательство гарантирует минимум социальных благ тем, кто не может полноценно участвовать в отношениях социального обмена (безработным, разорившимся, инвалидам, мно-годетным, неимущим, бездомным, больным и т.д.).

Powered by Drupal - Design by artinet