Анализ общей финансовой отчетности

Эффективность управления коммерческими банками определяет возможность системы коммерческих банков осуществлять свою деятельность умело и в пол-ном соответствии с нуждами и экономическими целями государства.
Важную роль при этом играет порядок составления коммерческими банками финансовой отчетности, представляемой как Центральному банку, так и физиче-ским и юридическим лицам, являющимся заёмщиками или вкладчиками банков. В условиях нашей страны это необходимо, в первую очередь, для создания и со-хранения доверия к банкам и кредитной системе Российской Федерации.
Общая финансовая отчетность - это отчетность коммерческого банка, исполь-зуемая для ознакомления и анализа его деятельности Центральным банком, ру-ководителями коммерческого банка, другими заинтересованными юридически-ми и физическими лицами, а также в дальнейшем - для открытой публикации.
Финансовая отчетность является языком делового общения. Она должна пред-ставлять своевременную, правдивую и точную информацию. Условия междуна-родной интеграции капиталов предъявляют определённые требования к финан-совой отчетности, заключающиеся в необходимой унификации методов и подходов к её составлению, позволяющей сделать формы отчетов инвесторов и потенциаль-ных получателей средств различных стран сравнимыми, сопоставимыми.

Не вызывает сомнений, что составление общей финансовой отчетности россий-скими коммерческими банками существенно отличается от международных стандартов, что делает её практически нечитаемой для зарубежных специали-стов, поэтому возникает необходимость приближения российских норм и пра-вил к международным стандартам [29,c.23].
Первым существенным шагом на пути к решению проблемы совершенствования отчетности коммерческих банков Российской федерации была разработка Рабо-чей группой ЦБ РФ по реформе бухгалтерского учета в коммерческих банках Временной инструкции ЦБ РФ по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками от 24.08.93 года № 17 (далее - Инструкция № 17).
Цель Инструкции - создать коммерческим банкам новую форму общей финансо-вой отчетности, которая приблизит российские нормы бухгалтерского учета в банках к международным стандартам и практике, позволит банковским аналити-кам проводить необходимый анализ (при опубликовании данных Инструкции № 17 будет создаваться обширная база для сопоставления результатов деятельности различных коммерческих банков); дать возможность лицам, заинтересованным в методах и результатах работы того или иного коммерческого банка, получить максимум доступной информации о интересующем финансовом учреждении.

Инструкция № 17 разработана в рамках государственной программы “О пере-ходе РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики”, одобренной Верховным Советом (Распоряжение Председателя Верховного совета РФ от 14.01.93 года) и Советом Министров - Правительством РФ ((Постановление Совета Министров РФ от 12.02.93 года). Инструкция содержит требования по составлению новых форм банковской отчетности, исходя из действующего в банках РФ плана счетов. Инструкция № 17 в ряде случаев основана не на дейст-вующем законодательстве, а на мировых нормах бухгалтерского учета. В связи с этим составление новых форм отчетности потребует исправления условного исправления нескольких статей баланса.

Основополагающие правила составления общей финансовой отчетности (по Инструкции № 17). Представляемые формы отчетности обобщают информацию о ликвидности и платёжеспособности коммерческого банка. Такая информация необ-ходима для определения способности банка своевременно выполнять свои финан-совые обязательства. В этом отношении пояснительная записка к отчетам являет-ся особенно важной из-за содержащихся в ней описаний причин и следствий их взаимосвязи, сто обеспечивает полноту финансовой отчетности.
В формах отчетности также обобщается информация о рисках, связанных с ак-тивами и пассивами, учитываемыми на балансе коммерческого банка и за балан-сом. в целях объяснения причин существования данных рисков руководство коммерческого банка описывает в пояснительной записке к отчетности, как банк управляет рисками и контролирует их.
Активы и пассивы должны быть оценены и отражены в отчетах разумно с доста-точной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенци-ально угрожающие финансовому положению банка риски, на следующие периоды.
Правила оценки активов и пассивов должны применяться последовательно из года в год, т.е. коммерческий банк должен постоянно руководствоваться одни-ми и теме же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных пе-ремен в своей деятельности или в правовом механизме.
В отчетности должны отражаться доходы и расходы, относящиеся исключи-тельно к отчетному периоду по мере их осуществления в нём, независимо от времени поступления платежей или средств по ним.
Вследствие этого, доходы и расходы, наращенные, но не полученные или не вы-плаченные до конца отчетного периода, или расчет по которым переносится на будущие периоды, должны учитываться в отчетности того периода, в котором они выявлены (например, в случае выдачи ссуды, по которой клиент оплачивает проценты на каждое двадцатое число, банк должен учесть на конец отчетного пе-риода в своих доходах оставшуюся часть процентов с 20-го числа).
Финансовые отчеты должны достаточно ясными и подробными, чтобы избежать двусмысленности, правдоподобно отражать операции коммерческого банка и их влияние на его финансовое положение с необходимыми пояснениями в записках.

Вместе с тем, Инструкция № 17 не лишена ряда недоработок: в неё не внесены все изменения, предусмотренные мировыми стандартами и необходимые для со-ставления российскими банками отчетов, полностью приведённых в соответст-вие с мировой практикой [29,c.27].
Во-первых, Инструкцией не учтено влияние инфляции на финансовые показате-ли деятельности банков, содержащиеся в их отчетности. А это очень важно для России, поскольку в условиях инфляции, сложившихся в стране, оценка ликвидно-сти, рентабельности, надёжности деятельности банка, степени риска отдельных операций существенно искажает определение границ, зон финансового риска.
Во-вторых, Инструкцией не предусмотрено соблюдение такого принципа меж-дународных стандартов, как принцип консолидации. Финансовая отчетность по новой форме составляется коммерческими банками с учетом своих филиалов, но без учета своих дочерних и совместных предприятий (банков), являющихся юридическими лицами.
В-третьих, в Инструкции не учтён принцип отсроченного налогооблажения. По международным стандартам прибыль не может зависеть от налоговой политики и налоговые правила не должны влиять на порядок бухгалтерского учета опера-ций банка.

В России же применение принципа отсроченного налогооблажения для коммерческих банков невозможно, так как в соответствии с Указом президента РФ от 22.10.92 года № 2270 “О некоторых изменениях в налогооблажении и во взаимоотношениях бюдже-тов различных уровней (с изменениями от 24.12.93 года) налогооблажение банков с 1.01.94 года производится в порядке и на условиях, определённых законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.
Коммерческие банки должны производить авансовые взносы налога на прибыль исходя из предполагаемой прибыли и лишь по истечении отчетного периода рассчитать сум-му налога исходя из фактически полученной прибыли. Разница между суммой авансово-го взноса и фактической суммой, подлежащей взносу в бюджет, уточняется на сумму, рассчитанную с учетом процента за пользование банковским кредитом, установленно-го в истекшем отчетном периоде ЦБ РФ. Такой подход не соответствует принципу отсроченного налогооблажения , принятого в международной практике.

Следовательно, общая финансовая отчетность коммерческих банков требует дальнейшей доработки и совершенствования . При этом следует активно ис-пользовать зарубежный опыт (не стоит изобретать “велосипед”), учитывая спе-цифику условий, в которых работают отечественные коммерческие банки. Необ-ходимо принимать во внимание принятый в России план счетов бухгалтерского учета, порядок налогооблажения и несовершенство нормативной базы.

Powered by Drupal - Design by artinet