Муниципализация

Муниципализация — это переход от частных владельцев (опыт Европы и дореволюционной России) или от государства (этап "собирания коммун" 20-ых годов советского периода) в собственность муниципалитетов предприятий, недвижимости или земель, ориентированных на удовлетворение общественных потребностей. Иначе говоря, муниципализация есть законодательно оформленное и доказательное в интересах территориального сообщества формирование и рост муниципальной собственности в целях удовлетворения текущих потребностей или развития территории.
ЦЕЛИ МУНИЦИПАЛИЗАЦИИ формулировались следующим образом:
• концентрация сил и средств в руках муниципалитета для осуществления определенной политики в территориальном и хозяйственном развитии;
• облегчение условий кредитования и минимизация коммерческого риска в сферах деятельности, обслуживающих публичные интересы;
• удешевление услуг, потребляемых населением за счет устанавливаемых твердых (регулируемых) цен.
Первоначально муниципализация возникает в Европе как обобществление предприятий, принадлежащих частному капиталу. Аргументом в ее пользу служило противоречие между социальным назначением производства общественных услуг и индивидуальной частнохозяйственной деятельностью, ориентированной на получение дохода. В этот период предполагался вред от раздробленности конкурирующих систем и выдвигалось предположение, что только при сосредоточении их в руках общественной власти, ответственной перед населением, окажется возможным проведение политики территориального и хозяйственного развития. Полагалось, что облегчение условий кредитования минимизирует коммерческий риск, и, наконец, считалось, что при переходе в муниципалитет предприятия будут более дешевыми для населения.
Наиболее активным движение муниципализации стало в Англии, где традиции самоуправлений были исторически сильными. С 1847 года к первой четверти ХХ века там почти повсеместно были муниципализированы водопроводы, газовые заводы, электроосвещение и трамваи.
В Германии движение за муниципализацию началось с 1870 года и к 1926 оказались муниципализированными 95% водопроводов, 90% газовых заводов, 90% электрических станций и 45% трамваев.
В Италии Конгресс городов 1893 года утвердил курс на муниципализацию, а в 1903 году был издан Закон, по которому 19 категорий предприятий муниципалитетам разрешалось утверждать без разрешения.
Значительно более скромными были процессы муниципализации во Франции (боязнь социализма и страх перед революцией сдерживал сам процесс децентрализации), где обобществлению допускались лишь скотобойни и водопроводы, и в США, где приоритет частного капитала муниципализации препятствовал психологически. Тем не менее, к началу ХХ века в Соединенных Штатах оказались муниципализированными 70% всех водопроводных и канализационных систем.
В дореволюционной России курс на муниципализацию был принят Киевским съездом городских деятелей в 1911 году. По анкете Веселовского к 1914 году в России было муниципализировано:
• водопроводы во всех городах (за исключением 16);
• электростанции на 50%;
• аптеки (в 62 городах);
• склады в 450 городах;
• банки в 54 городах,
• мельницы в 54 городах;
• каменоломни в 50 городах.
На совершенно иных основаниях действовала муниципализация в советские 20-ые. Отчуждению подвергалась не частнохозяйственная, но государственная собственность. Идеологию этого периода легко проследить на примере любопытной последовательности — "РАЦИОНАЛНОЙ ОЧЕРЕДИ" муниципализации, предложенной Л. Велиховым. Очередь разбивалась им на шесть блоков:
• первый блок: городская энергетика; санитарные предприятия (водопровод, канализация, мусоросжигательные заводы, бойни,
• бани, аптеки); рабочие жилища; средства сообщения и связи;
• второй блок (кредитно-финансовый и страховой): ломбарды; банки; сберегательные кассы;
• третий блок (подсобных и производственных предприятий): заводы строительных материалов; склады разного назначения; утилизационные заводы;
• четвертый блок (продовольственного назначения): холодильники; мельницы; хлебопекарни;
• пятый блок (торговых предприятий): мясные лавки; столовые; хлебные магазины;
• шестой блок (соцкультбыт): театры; реклама; типографии; парикмахерские; сельскохозяйственные предприятия.
Логика построения достаточно проста: сначала те, что помимо пользы приносят доход и тем самым позволяют включать в муниципальную деятельность бездоходные мероприятия. Затем те, что способны инициировать деятельность населения. Наконец, все остальные.
Самое же главное в программе Л. Велихова - постепенность передачи собственности.
Если обратиться к истории России и Москвы, то именно таким постепенным было создание собственности городских общественных управлений. для Москвы последовательность выглядела следующим образом:
1863 - земельное хозяйство и школы первой ступени
1865 - мосты и набережные
1866 - городская санитария
1871 - городской водопровод
1873 - конка
1878 - замощение и очистка улиц, ночлежные дома
1879 - больницы и родильные дома
1885 - библиотеки
1887 - богадельни и дома дешевых квартир
1889 - школы II ступени
1893 - дешевые столовые
1895 - ломбард
1896 - канализация
1897 - аптеки
1899 - городская планировка и планирование развития
1901 - трамвай
1903 - механические прачечные
1905 - газовый завод
1907 - городская электростанция
1911 - крытый рынок.
Перечень не исчерпывающий, и каждая дата в нем означает всего лишь начало работ и формирование соответствующего муниципального имущества приобретением, созданием или отчуждением.
При "собирании коммун" 20-ых ситуация была иной. Имущество принадлежало государству и по вертикали и горизонтали передавалось сначала губернскому, уездному и лишь затем городскому и волостному уровням. Но и здесь передача шла постепенно, не создавая внезапного обвала компетенции новым коммунотделам:
1920 - землеустройство, благоустройство, жилищное дело с демуниципализацией жилья (возврата частным лицам);
1921 - ведение промышленностью на территории (I и II групп полностью, III группы государственных предприятий на основе договоров с ВСНХ, так называемого "мандатного управления");
1922 - планирование местного развития (проекты планировки), муниципализированы водопровод, канализация, местный транспорт, дорожное дело, похоронное дело, пожарное дело, допущена аренда городских земель и введена платность услуг;
1923 - введение дифференцированной ренты, организация коммунальных банков и фондов, муниципализация боен и электростанций;
1924 - начало массового коммунального строительства, ограниченные административные функции;
1925/26 - утверждение Положений о Горсовете и волисполкомах, получающих накопленную компетенцию и имущество и объявленных "основной властью в пределах своих границ";
1926 - утверждение Положения о местных финансах с констатацией: "Существуют только два вида бюджетов: городской и волостной. Все остальные являются исключительно регулировочными".
Доказательством эффективности муниципализации этих лет, сопряженной с разделением компетенции и прав по вертикали, служит четырехлетнее преодоление 30%-ной хозяйственной разрухи и восстановление хозяйства до уровня 1913 года к 1927 году, с которого ведет начало противоположный процесс, происходит огосударствление муниципального имущества и фактическое уничтожение местной власти.
Следует напомнить, что особую роль играла муниципализация в России, где традиционно небогатое население при отсутствии среднего класса превращало эксплуатацию муниципальной собственности в один из основных источников получения устойчивого дохода.

Powered by Drupal - Design by artinet