Финансовый анализ в управлении производством

Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Конечные результаты деятельности предприятия интересуют не только работников самого предприятия, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы и др.
Все это предопределяет важность проведения финансового анализа предприятия и повышает роль такого анализа в экономическом процессе. Финансовый анализ является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой /5, с. 27/.
Финансовый анализ необходим для:
• выявления изменений показателей финансового состояния;
• выявления факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;
• оценки количественных и качественных изменений финансового состояния;
• оценки финансового положения предприятия на определенную дату;
• определения тенденций изменения финансового состояния предприятия.
Финансовый анализ должен включать изучение показателей, характеризующих деловую активность предприятия и рентабельность, финансовую устойчивость и ликвидность, платежеспособность.
Финансовый анализ включает проведение следующих видов анализа:
1. Предварительную (общую) оценку финансового состояния предприятия и
2. изменений его финансовых показателей за отчетный период;
3. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;
4. Анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса;
5. Анализ финансовых результатов предприятия;
6. Анализ оборачиваемости оборотных активов.
Финансовый анализ является важным составным элементом финансового менеджмента. Финансовый менеджмент - это искусство управления финансами предприятий, т.е. денежными отношениями, связанными с формированием и использованием их капитала и доходов. Данное искусство управления проявляется в разработке рациональной финансовой стратегии и тактики с помощью внутренней и внешней экономической среды.
Диагностика внутренней среды включает в себя разработку мер по эффективному управлению активами, собственным и заемным капиталом предприятия /22, с. 135/.
Анализ внешней среды осуществляется по следующим параметрам:
• изучение динамики цен на товары и услуги;
• ставок налогообложения и процентных ставок по банковским кредитам и депозитам, курс эмиссионных ценных бумаг;
• деятельности конкурентов на товарном и финансовом рынках и др.
В результате проведенного анализа выявляются возможные альтернативные решения и осуществляется их оценка на предмет реализации.
Субъектами анализа являются экономические службы предприятия, а также заинтересованные в его деятельности внешние пользователи информации.
Например, собственникам важно установить эффективность использования активов, собственного и заемного капитала предприятия, их способность генерировать максимальный объем дохода (прибыли).
Кредиторы заинтересованы, в информации, позволяющей определить
целесообразность предоставления кредитов, условия их выдачи и уплате
процентов.
Инвесторов интересует оценка доходности и риска осуществляемых и
прогнозируемых инвестиций, способность предприятия формировать прибыли и выплачивать дивиденды.
Поставщики и подрядчики заинтересованы в том, чтобы предприятие в срок рассчиталось по своим обязательствам за поставленные товары, оказанные услуги и выполненные для него работы т.е. финансовая устойчивость как фактор стабильности партнера.
Покупатели и заказчики заинтересованы в информации, подтверждающей надежность сложившихся деловых связей и определяющей перспективы их дальнейшего развития.
Внутренние пользователи (руководители и менеджеры) на базе бухгалтерской отчетности осуществляют оценку показателей финансового состояния предприятия, устанавливают тенденции его развития, готовят информацию финансовой отчетности, обеспечивающую всех заинтересованных пользователей.
Следовательно, финансовый анализ является прерогативой высшего звена управления предприятием, способного принимать решения по формированию и использованию капитала и доходов, а также влиять на движение денежных потоков /16, с. 78/.
С помощью финансового анализа принимаются решения по:
1. краткосрочному финансированию предприятия (пополнение оборотных активов);
2. долгосрочному финансированию (вложение капитала в эффективные инвестиционные проекты и эмиссионные ценные бумаги);
3. выплате дивидендов владельцам акций;
4. мобилизации резервов экономического роста (роста объема продаж и прибыли).
Т.к. текущий финансовый анализ осуществляется на основе данных
бухгалтерского баланса, то можно установить его взаимосвязь с принятием финансовых решений Дирекцией предприятия (в соответствии с рисунком 1).
Рисунок 1 - Логика финансового анализа и его взаимосвязь с принятием и реализацией управленческих решений.

Следовательно, информация, в которой заинтересованы все пользователи, должна давать возможность оценивать способность предприятия генерировать денежными средствами, формировать прибыль, а также предоставлять возможность сравнивать информацию за разные периоды времени, чтобы принимать обоснованные управленческие решения.

Powered by Drupal - Design by artinet