Метод и технические приемы анализа деятельности предприятия

Метод анализа - это способ познания и изучения хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Он должен отвечать сле¬дующим двум основным требованиям:
- каждое отдельно взятое явление (показатель) следует рас¬сматривать и изучать во взаимосвязи и единстве с другими, участ¬вующими в едином процессе. Например, при обособленном изуче¬нии показателя прибыли без увязки с другими показателями его во¬обще нельзя проанализировать. Можно только определить степень выполнения плана по прибыли, т. е. констатировать сам факт. Если же рассматривать показатель прибыли в совокупности с объемом реализации, уровнем себестоимости продукции, ее ассортиментом, суммой полученных и уплаченных штрафов и другими явлениями, то можно выявить все факторы и причины, положительно или от¬рицательно повлиявшие на размер полученной прибыли, и разрабо¬тать соответствующие мероприятия. Вышесказанное относится к любому показателю, характеризующему деятельность предприятия;
- все явления (показатели) должны рассматриваться в движе¬нии, развитии. Например, если рассматривать размер полученной прибыли только за отчетный период, то нельзя определить, повыси¬лась или снизилась эффективность работы предприятия. Сопостав¬ление размера прибыли отчетного периода с предшествующими периодами позволит выявить стихийные изменения эффективности работы предприятия, определить причины этих изменений и наме¬тить соответствующие мероприятия на будущее. Следовательно, деятельность предприятия рассматривается в прошлом, настоящем и будущем.
Технические приемы анализа деятельности предприятия - это совокупность способов, применяемых для обработки и использова¬ния имеющейся информации о всесторонней деятельности пред¬приятия. К ним относятся сравнение, группировка, расчленение, цепная подстановка, балансовая увязка, индексы, коэффициенты, средние величины, составление аналитических таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Все технические приемы анализа являются стати¬стическими приемами обработки показателей и подробно излагают¬ся в курсе “Статистика”. Поэтому нет необходимости их подробно¬го рассмотрения в данном конспекте лекций. Здесь же рассмотрим только самые важные приемы, используемые практически при ана¬лизе любого вопроса.
Сравнение. Истина гласит: “Все познается в сравнении”. Исходя из конкретных задач анализа, отчетные данные сравнивают: с пла¬новыми - в целях контроля за выполнением планов и оценки дея¬тельности предприятия; с данными предшествующего периода или соответствующего периода прошлого года - в целях определения темпов развития (например, темпов роста производства, роста про¬изводительности труда и т. д.), исследования закономерностей и тенденций в развитии предприятия, хода устранения недостатков, выявленных в предшествующем периоде; с показателями лучших передовых коллективов внутри предприятия и за его пределами для определения занимаемого места, выявления и распространения пе¬редового опыта; с показателями конкурентов для определения кон¬курентоспособности своего предприятия по определенным вопро¬сам и т. д. Результаты сравнения выражают в процентах (процент выполнения плана, темп роста и т. п.), а также в отклонениях, обо¬значаемых знаками “плюс” (+) или “минус” (-). При этом следует иметь в виду, что не всегда величина отклонения со знаком “+” яв¬ляется положительным результатом, а “-“ - отрицательным. На¬пример:
При сравнении тех или иных показателей необходимо всегда убеждаться в их сопоставимости. Нельзя сопоставлять показатели, имеющие различные единицы измерения, за неадекватные периоды и т. д. Например, несравним объем заготовок овощей в 3-ем и 4-ом кварталах.
Составление аналитических и расчетных таблиц. При анализе любого вопроса используется много цифрового материала. Этот цифровой материал целесообразно использовать в систематизиро¬ванном виде, для чего составляются аналитические и расчетные таблицы. Порядок составления таблиц рассматривается в курсе "Статистика". С точки зрения анализа деятельности предприятия к составлению таблиц предъявляются определенные требования. Прежде всего таблица не должна быть громоздкой. Каждая таблица должна быть как можно меньше по числу показателей, но как мож¬но более полно отвечать на один конкретно поставленный вопрос. Все расчеты должны быть вынесены за пределы таблицы и допол¬нять ее. Таблица дополняется также необходимыми пояснениями.

Powered by Drupal - Design by artinet