Метод и технические приемы анализа деятельности предприятия

Метод анализа - это способ познания и изучения хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Он должен отвечать следующим двум основным требованиям:
- каждое отдельно взятое явление (показатель) следует рассматривать и изучать во взаимосвязи и единстве с другими, участвующими в едином процессе. Например, при обособленном изучении показателя прибыли без увязки с другими показателями его вообще нельзя проанализировать. Можно только определить степень выполнения плана по прибыли, т. е. констатировать сам факт. Если же рассматривать показатель прибыли в совокупности с объемом реализации, уровнем себестоимости продукции, ее ассортиментом, суммой полученных и уплаченных штрафов и другими явлениями, то можно выявить все факторы и причины, положительно или отрицательно повлиявшие на размер полученной прибыли, и разработать соответствующие мероприятия. Вышесказанное относится к любому показателю, характеризующему деятельность предприятия;
- все явления (показатели) должны рассматриваться в движении, развитии. Например, если рассматривать размер полученной прибыли только за отчетный период, то нельзя определить, повысилась или снизилась эффективность работы предприятия. Сопоставление размера прибыли отчетного периода с предшествующими периодами позволит выявить стихийные изменения эффективности работы предприятия, определить причины этих изменений и наметить соответствующие мероприятия на будущее. Следовательно, деятельность предприятия рассматривается в прошлом, настоящем и будущем.
Технические приемы анализа деятельности предприятия - это совокупность способов, применяемых для обработки и использования имеющейся информации о всесторонней деятельности предприятия. К ним относятся сравнение, группировка, расчленение, цепная подстановка, балансовая увязка, индексы, коэффициенты, средние величины, составление аналитических таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Все технические приемы анализа являются статистическими приемами обработки показателей и подробно излагаются в курсе “Статистика”. Поэтому нет необходимости их подробного рассмотрения в данном конспекте лекций. Здесь же рассмотрим только самые важные приемы, используемые практически при анализе любого вопроса.
Сравнение. Истина гласит: “Все познается в сравнении”. Исходя из конкретных задач анализа, отчетные данные сравнивают: с плановыми - в целях контроля за выполнением планов и оценки деятельности предприятия; с данными предшествующего периода или соответствующего периода прошлого года - в целях определения темпов развития (например, темпов роста производства, роста производительности труда и т. д.), исследования закономерностей и тенденций в развитии предприятия, хода устранения недостатков, выявленных в предшествующем периоде; с показателями лучших передовых коллективов внутри предприятия и за его пределами для определения занимаемого места, выявления и распространения передового опыта; с показателями конкурентов для определения конкурентоспособности своего предприятия по определенным вопросам и т. д. Результаты сравнения выражают в процентах (процент выполнения плана, темп роста и т. п.), а также в отклонениях, обозначаемых знаками “плюс” (+) или “минус” (-). При этом следует иметь в виду, что не всегда величина отклонения со знаком “+” является положительным результатом, а “-“ - отрицательным. Например:
При сравнении тех или иных показателей необходимо всегда убеждаться в их сопоставимости. Нельзя сопоставлять показатели, имеющие различные единицы измерения, за неадекватные периоды и т. д. Например, несравним объем заготовок овощей в 3-ем и 4-ом кварталах.
Составление аналитических и расчетных таблиц. При анализе любого вопроса используется много цифрового материала. Этот цифровой материал целесообразно использовать в систематизированном виде, для чего составляются аналитические и расчетные таблицы. Порядок составления таблиц рассматривается в курсе "Статистика". С точки зрения анализа деятельности предприятия к составлению таблиц предъявляются определенные требования. Прежде всего таблица не должна быть громоздкой. Каждая таблица должна быть как можно меньше по числу показателей, но как можно более полно отвечать на один конкретно поставленный вопрос. Все расчеты должны быть вынесены за пределы таблицы и дополнять ее. Таблица дополняется также необходимыми пояснениями.

Powered by Drupal - Design by artinet