Правовая компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Конституция РФ устанавливает предметы ведения РФ в области бюджета и предметы совместного ведения с субъектами Федерации, вне которых субъекты Федерации самостоятельны. Обладая всей полнотой государственной власти, они осуществляют собственное правовое регулирование бюджетных отношений, принимая законы и иные нормативно-правовые акты. Важная характеристика бюджетно-правового статуса субъектов РФ - их равноправие.
Полномочия и правовая основа компетенции субъектов Российской Федерации помимо вышеперечисленных законодательных актов включает законодательство субъектов Федерации. Компетенция субъектов Российской Федерации отражает связи последних по линии бюджета по всем направлениям: с федеральными органами власти, с другими субъектами Федерации, с органами местного самоуправления.
Органы власти субъектов Федерации:
1. самостоятельно осуществляют законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории, исходя из рамочных условий, установленных законодательством РФ. Каждый субъект РФ имеет самостоятельный бюджет, который обеспечивает денежными средствами деятельность органов власти субъекта, выполнение социально-экономических планов и программ по обеспечению жизнедеятельности соответствующего государственного образования и удовлетворению потребностей его жителей;
2. определяют объемы финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию территории в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, трансфертов, а также с учетом привлекаемых заемных средств;
3. в пределах имеющихся средств они вправе увеличивать расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений и другие цели;
4. определяют направления использования средств бюджетов на инвестиции, целевые программы. Во многих регионах России в рамках их бюджетов создаются целевые бюджетные фонды поддержки отраслей экономики, социальной сферы и т.д.
5. Органы власти могут объединять бюджетные ресурсы со средствами других бюджетов на договорной основе;
6. устанавливают на территории в рамках своей компетенции налоги и сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ и в местные бюджеты, определяют (в соответствии с федеральным законодательством) их размеры; получают закрепленные за бюджетом субъекта Федерации налоги и другие доходные источники, а также отчисления от регулирующих доходов. При недостаточности указанных доходов для сбалансированности бюджетов субъектов РФ из федерального бюджета им предоставляются дотации, трансферты и субвенции;
7. В случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения бюджета исполнительные органы власти субъектов Федерации могут получать процентные и беспроцентные ссуды из других бюджетов, а также по решению законодательного органа власти выпускать займы на инвестиционные цели для размещения на своей территории;
8. могут использовать краткосрочные ссуды коммерческих банков, при этом вышестоящие органы власти не отвечают по их долговым обязательствам. Законодательные органы власти субъектов РФ определяют в рамках законодательства РФ бюджетные права административных образований на своей территории; распределяют доходы между территориальным и местными бюджетами. При этом субъект Федерации вправе закрепить за местными бюджетами находящиеся в их распоряжении источники доходов в полном объеме или в определенной части на долговременной основе;
9. осуществляет ежегодное регулирование местных бюджетов путем передачи им отчислений от собственных (субъектов Федерации) налогов, других доходов. Из территориальных бюджетов по решению органов власти субъекта РФ местным бюджетам могут передаваться дотации, трансферты, субвенции;
10. образуют в пределах объема доходов своего бюджета резервных и целевых бюджетных фондов, оборотной кассовой наличности и т.д.

Powered by Drupal - Design by artinet