Назначение бюджетной классификации

По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются. Бюджетная классификация представляет собой группировку бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке.
Характер группировок и принципы их построения определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат — обязательное условие функционирования и эффективности всего бюджетного процесса. Это, в частности, достигается группировкой доходов и расходов бюджета на условиях, обеспечивающих возможность объединения ряда отдельных видов поступлений и затрат, позволяет осуществлять финансовый контроль в народном хозяйстве и обеспечивать соблюдение бюджетной дисциплины.
В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок — важнейшие требования, предъявляемые к бюджетной классификации.
Построение бюджетной классификации регламентируется Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ (с изменениями и дополнениями) Этот документ обеспечивает общероссийскую сопоставимость показателей бюджетов и включает в себя:
1. классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
2. функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
3. экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
4. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
5. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
6. классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
7. классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;
8. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ — это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства. Первый уровень названной классификации — разделы. Примеры разделов:
• 01 Государственное управление;
• 06 Наука;
Разделы состоят из подразделов, конкретизирующих направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области и образующих второй ее уровень. Пример подразделов в разделе 14 «Образование»:
• 01 Дошкольное образование (1401);
• ...
• 04 Среднее профессиональное образование (1404);
• 05 Переподготовка и повышение квалификации (1405);
• 06 Высшее профессиональное образование (1406);
• …
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ — группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Пример экономической структуры расходов:
Наименование экономических статей Код экономической классификации
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ 100000
Закупки товаров и оплата услуг 110000
Оплата труда государственных услуг 110100
Командировки и служебные разъезды 110400
Оплата транспортных услуг 110500
Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ — группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета — группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ — группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Классификация видов государственного внешнего долга РФ — группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Государственный внешний долг подразделяется на кредиты, полученные от правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организации.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета — группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам расходов.
Классификация целевых статей расходов федерального бюджета — второй уровень указанной классификации — отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов федерального бюджета детализирует направление финансирования по целевым статьям.
Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ — группировка расходов бюджетов субъектов РФ, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из бюджетов субъектов РФ в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов РФ. Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ утверждается законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе проводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Установлено, что федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации, не должны содержать положений, ее изменяющих. Изменения в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» вносятся одновременно с принятием законодательных актов о налогах и сборах и о федеральном бюджете.
Таким образом, бюджетная классификация — это документ,
не только выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет РФ, но имеющий большое экономическое значение.

Powered by Drupal - Design by artinet