Расходы региональных бюджетов

Основные направления использования средств региональных бюджетов:
 обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
 обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
 проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
 обеспечение реализации региональных целевых программ;
 осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
 формирование государственной собственности субъектов
Российской Федерации;
 содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
 обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
 оказание финансовой помощи местным бюджетам;
 обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
 компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.
Состав и структуру непроцентных расходов региональных бюджетов характеризует таблица:
Наименование показателя Млрд. руб. % к общей сумме
Государственное управление 68,9 5,2%
Судебная власть 8,9 0,7%
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 35 2,6%
Фундаментальные исследования и содействие
научно-техническому прогрессу 1,6 0,1%
Промышленность, энергетика и строительство 193,2 14,5%
Сельское хозяйство и рыболовство 43,7
3,3%
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 4,7 0,4%
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 49,2 3,7%
Развитие рыночной инфраструктуры 2,5 0,2%
Жилищно-коммунальное хозяйство 196 14,7%
Предупреждение и ликвидацция последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 3,9 0,3%
Образование 223,3 16,8%
Культура, искусство и кинематография 26,2 2%
Средства массовой информации 6,5 0,5%
Здравоохранение и физическая культура 158,3 11,9%
Социальная политика 109,3 8,2%
Финансовая помощь бюджетам других уровней 2,7 0,2%
Обслуживание государственного долга 13,3 1%
Прочие расходы 52,7 4%
Расходы целевых бюджетных фондов 137,8 10,4%
ВСЕГО РАСХОДОВ 1330,2 100%
Профицит бюджета 7,8
Приложение № 7
Как видим, главное место (36,2%) в расходах занимают расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) — около 39%; на втором месте — ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство), расходы на управление и содержание государственных и правоохранительных органов составляют примерно 8,5 %.
Велика роль региональных бюджетов в финансировании образования – 16,8%, промышленности, энергетики и строительства — 14,5% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства — 14,7%, здравоохранения — 11,9%.
Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.
До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно, поскольку мероприятия не всегда скоординированы, а средства распыляются.
В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет региональных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финансироваться мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности.

Powered by Drupal - Design by artinet