Доходы местных бюджетов

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Доходную часть местных бюджетов характеризуют данные таблицы:
Наименование показателя Млрд. руб. % к общей сумме
Налоговые доходы – всего 355,9 88,9
Налог на прибыль 219,4 54,8
Налоги на имущество 38,8 9,7
Налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные сборы 28,2 7
в том числе акцизы 9,4 2,3
Налоги на совокупный доход 14,1 3,5
Платежи за пользование природными ресурсами 29 7,2
Прочие налоги, пошлины и сборы 26,2 6,5
Неналоговые доходы - всего 22,4 5,6
Доходы от имущества 15,8 3,9
Доходы от продажи земли и нематериальных активов 0,7 0,2
Административные платежи и сборы 0,4 0,1
Штрафные санкции 3 0,7
Прочие неналоговые доходы 2,4 0,6
Безвозмездные перечисления 15,6 3,9
в том числе: от бюджетов других уровней 11,8 2,9
Доходы целевых бюджетных фондов 3 0,7
из них: целевые бюджетные фонды субъектов Российской Федерации 1,5 0,4
Доходы от предпринимательской деятельности 3,4
0,8
ИТОГО ДОХОДОВ 400,3 100%
Приложение № 8
Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В 2001 г. их удельный вес составил 23%. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:
1. Местные налоги и сборы:
• земельный налог; • налог на наследство или дарение;
• налог на имущество физических лиц; •налог на рекламу;
•местные лицензионные сборы.
В свою очередь, земельный налог включает: 1) земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда; 2) земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения; 3) доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов; 4) возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.
2. Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:
• доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
• доходы от продажи земли;
• доходы от продажи квартир гражданам.
3. Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.
Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.
Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.
В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:
 от налога на добавленную стоимость;
 от акцизов;
 от налога на прибыль (доход) предприятий;
 от подоходного налога с физических лиц. Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.
По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.
Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.
В то же время используемый метод регулирования местных бюджетов имеет недостатки. Основной из них — наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов, что выражается в не всегда объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Этот недостаток будет устранен с введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм. Речь идет о том, чтобы разработать и утвердить нормы минимальной обеспеченности каждого жителя набором социальных благ, в том числе по народному образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальному обслуживанию и т. д.
Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом климатических, исторических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.
Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема местных бюджетов.
Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.
Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Powered by Drupal - Design by artinet