Расходы местных бюджетов

Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти — разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
 содержание органов местного самоуправления;
 формирование муниципальной собственности и управление ею;
 организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
 содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
 организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
 муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
 благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
 организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
 содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
 организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
 реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; обслуживание и погашение муниципального долга;
 целевое дотирование населения;
 содержание муниципальных архивов;
 проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Направление использования средств местных бюджетов характеризуют наиболее крупные непроцентные расходы в таблице:
Наименование показателя Млрд. руб. % к общей сумме
Государственное управление 38 6,3%
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 9,2 1,5%
Промышленность, энергетика и строительство 54,2 9%
Сельское хозяйство и рыболовство 9 1,5%
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 0,6 0,1%
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 12,4 2,1%
Жилищно-коммунальное хозяйство 141,3 23,5%
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 1 0,2%
Образование 164,8 27,4%
Культура, искусство и кинематография 15,4 2,6%
Средства массовой информации 1,6 0,3%
Здравоохранение и физическая культура 86,8 14,4%
Социальная политика 41,8 7%
Обслуживание государственного долга 1,7 0,3%
Прочие расходы 20,1 3,3%
Целевые бюджетные фонды 1,6 0,3%
ВСЕГО РАСХОДОВ 601,2 100%
Дефицит бюджета 200,9
Приложение № 9
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на здравоохранение и физическую культуру, расходы на образование, составляющие треть всех расходов, на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно четвертая часть всех расходов.
Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, расходы на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 9%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 2,1%.
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.
Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.
В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т. д.
Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста, расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, — также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, и т. д.
Одной их актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жэковскими организациями. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.

Powered by Drupal - Design by artinet