Федеральный фонд социального страхования РФ

Фонд социального страхования РФ представляет собой централизованный фонд фи-нансовых ресурсов, аккумулирующий, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемым на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу.
Фонд социального страхования РФ является бюджетным учреждением, имеющим ре-гиональные отделения. Имуществ фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью. К имуществу фонда относится также имущество, закреплен-ное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями.
Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюд-жеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрении правлением фонда утверждаются председателем фонда.
В состав фонда социального страхования входят:
• региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территориях субъектов РФ;
• центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного со-циального страхования в отдельных отраслях экономики;
• филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми от-делениями фонда.
Основные задачи фонда:
1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспо-собности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременно-сти, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного пе-речня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья ра-ботников, мер по совершенствованию социального страхования;
3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
4) разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Мини-стерством финансов РФ предложении о размерах тарифа страховых взносов на государст-венное социальное страхование;
5) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования;
6) международное сотрудничество по вопросам социального страхования.

Источниками формирования финансовых ресурсов фонда служат:
• страховые взносы работодателей;
• страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование; осуществляющих трудовую дея-тельность на других условиях и имеющих право на обеспечение по государственному соци-альному страхованию;
• доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
• добровольные взносы граждан и юридических лиц;
• ассигнования из федерального бюджета, предусмотренные на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот, пособий и компенсаций лицам, пострадавшим вследст-вие аварии на Чернобыльской АС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;
• в прочие поступления, возмещаемые страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетру-доспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и других санкций, предусмотренных законода-тельством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхова-телем за счет средств фонда; средств, возмещаемых фонду в результате исполнения регресс-ных требований к страхователям, и других
Использование средств фонда предусматривается на:
1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, жен-щинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребе-ние или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
2) оплату дополнительных выходных дней по уходу за peбенком-инвалидом или ин-валидом с детства до достижения им совершеннолетия; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Рос-сии, а также на лечебное диетическое питание; оплату проезда к месту лечения и обратно;
3) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности;
4) частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находя-щиеся на территории РФ, для детей работающих граждан; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
5) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уров-нях; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
6) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда;
7) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхова-ния и охраны труда;
8) осуществление других мероприятий в соответствии с задачами фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников фонда;
9) финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социаль-ного страхования.
Средства соцстрахования не могут зачисляться на личные счета застрахованных.
Выплата пособий по соцстрахованию, оплата путевок работникам членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий осуществляется че-рез бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходова-ния средств СС несет администрация страхователя в лице руководителя и гл.бухгалтера.
Уплата страховых взносов в фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установ-ленным федеральным законом на соответствующий финансовый год. Работодатели регист-рируются в качестве страхователей в региональных отделениях фонда.
Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда в денежном и натуральном выражении по всем основаниям, кроме видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются, по ставке 5,4%.
Региональные отделения фонда образуются в субъектах РФ. Они решают задачи:
1) осуществляют регистрацию страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;
2) осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли;
3) устанавливают для страхователей нормативы расходов, необходимые для обеспе-чения государственных гарантий по социальному страхованию работников;
4) обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на соци-альное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов фонда;
5) осуществляют аккумуляцию страховых взносов и других платежей для создания резервов, принимают решения об использовании свободных денежных средств;
6) разрабатывают проекты бюджетов органов фонда и смет расходов на содержание; производят расчеты со страхователями, Другими органами фонда и прочими организациями; осуществляют контроль за расходованием средств страхователями; принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспор-ном порядке и др.
Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и других платежей осуществляется фондом совместно с Министерством по налогам и сборам РФ, а контроль за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях фонд осуществляет с участием профессиональных союзов.
Средства государственного социального страхования относятся на себестоимость продукции, работ, услуг и учитываются при формировании финансовых результатов. Они поступают на единый текущий счет фонда.
В обязанности фонда входит обеспечение сбора взносов, перечисляемых работодате-лями на государственное социальное страхование, на единый текущий счет фонда и его ис-полнительных органов.
В 1998 г. осуществлен переход с территориально-отраслевого на территориальный принцип управления средствами государственного социального страхования.
Законом о бюджете фонда на 1997 г. утверждена сумма доходов в сумме 34292,0 млрд. руб., по расходам — в сумме 33399,5 млрд. руб., с превышением доходов над расхода-ми в сумме 892,5 млрд. руб.
На текущие счета исполнительных органов фонда зачисляются суммы, полученные в порядке финансирования с текущих счетов вышестоящих органов фонда, отчислений с тран-зитных счетов, а также в порядке расчетов исполнительных органов фонда с организациями. С текущих счетов исполнительные органы фонда производят все расходы согласно утвер-жденным в установленном порядке бюджетам и сметам.
Страхователь не вправе приостанавливать выплату пособий по государственному со-циальному страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают сумму на-численных страховых взносов. Если сумма фактических расходов по социальному страхова-нию превышает сумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа фонда на расчетный или текущий счет страхователя.
Расходы на санапюрно-курортное обслуживание производятся страхователем в пре-делах норматива, установленного ему исполнительным органом фонда на календарный год. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение, в учреждения отдыха, санатории-профилактории, санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное (диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых они приобретены. По мере выдачи путевок на санаторно-курортное лечение и отдых страхователи относят их стоимость на расходы по государственному СС. Порядок частичного финансирования сана-ториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей, детско-юношеских спортивных школ определяется исполнительным органом фонда, в котором зарегистрирован страхова-тель, согласно представленным сметам.
Страхователи ведут учет:
• сумм начисленных страховых взносов и других платежей;
в бюджет фонда;
• сумм произведенных расходов по их видам;
• сумм произведенных платежей в счет начисленных страховых взносов;
• расчетов по средствам социального страхования с исполнительным органом фонда, в котором они зарегистрированы.
Финансовые отчеты об исполнении бюджета фонда составляются ежеквартально.
Современное состояние социальной сферы и комплекс мер по ее реформированию требуют адекватного совершенствования системы социального страхования, направленного на сокращение непроизводительных финансовых расходов фонда путем отказа от субсиди-рования санаторно-курортных мероприятий; перевода страховых случаев, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности и вновь назначаемых пособий по трудовой инва-лидности в рамки индивидуального обязательной страхования жизни; снижение размеров выплат по временной нетрудоспособности в рамках обязательного социального страхования. Это позволит снизить ставку обязательных взносов на социальное страхование, производи-мых предприятиями и организациями.

Приведем отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ за 1996 г. по следующим основным показателям {млрд. руб.)'
Доходы Расходы
--------------------------------------------------------------------------------------------------
1 января 1996 г. 1341,5 Страховые взносы 24031,5
Прочие поступления 2839.2 Средства федераль¬ного
бюджета 43.6
Остаток средств на
Возврат средств, заимствованных Пенсионным фондом РФ 168,9
Всего доходов с учетом остатка средств на 1 января 1996 г. 28424.7
Выплата пособий, всего 19219.5
В том числе:
-По временной нетрудоспособности 14359,0
По беременности и родам 1623.8
По уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 1796,0
При рождении ребенка 1230,9
На возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на по-гребение 152,4
Прочие пособия 57,4
Санаторно-курортное обслуживание трудящихся и членов их семей 5127,1
Выплата пособий сверх установленной нормы, саниторно-курортное лечение и оздоровле-ние, финансируемые за счет средств федерального бюджета на 1996 г. Осуществление соци-ального страхования
В том числе:
Финансирование Рострудинспекции 179,3
Финансирование инспекции труда профсоюзов 4,2
Финансирование научно-исследовательских работ по охране труда 7.0
Содержание аппарата исполнительных органов фонда 494.9
Капитальное строительство 0.9
Прочие расходы 24.5
Средства, переданные Пенсион¬ному
фонду РФ 32,0
Всего расходов 26814,0
Остаток средств на 1 января 1997 г. 1610,7
Оздоровление детей
В том числе:
Денежные средства на текущих счетах 881,1

В настоящее время наметилась тенденция создания рынка обязательного социального страхования на альтернативной основе с расширением сети страховых организаций, привле-каема для оказания социальной помощи и социальных услуг населению. При этом помимо гарантированной социальной помощи будет расширен комплекс оказываемых социальных услуг.

Powered by Drupal - Design by artinet