УЧЕНИЕ О ЧИСЛЕ В ПИФАГОРЕЙСКОЙ ШКОЛЕ.

ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500 гг. до н. э.. При тиране Поликрате переселился в Южную Италию в г. Кротон где основал политический и религиозный союз представляющий интересы аристократии. Сам ничего не писал. Учения его претерпели значительную эволюцию. Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной жизни порядок - власть аристократов.
Последов П. объединились в союз. Боролись с демократией. В 5 веке до н. э. этот союз был разгромлен демократами.
Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначало а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит, познать управляющие им числа.
Математика, геометрия, теории архитектуры. Музыка, скульптура, (высота тона струны зависит от ее длины.) Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям - гармония сфер.
Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) - это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон. Четверка - образ четырех элементов природы и т. д.. Мысль о том, что все в природе подчинено определенным численным соотношениям, благодаря абсолютизации чисел приводила П. к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего.
Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга ( в отличии от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспредел - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха.

Powered by Drupal - Design by artinet