Стратегия внешнеэкономической интеграции России

Развитие российской экономки невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. К настоящему времени в РФ в целом сформировалась открытая рыночная экономика. Российские предприятия в целом освоили практику осуществления внешнеэкономических операций в условиях открытой экономики. Конкуренция с иностранными компаниями, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, становится для них привычным и все более значимым фактором, который воздействует на решения в области производства и сбыта.
Постепенно более разнообразными становятся формы и области участия в международных экономических отношениях. Помимо традиционной торговли товарами быстрыми темпами развиваются экспорт и импорт в современных и динамичных областях международных экономических отношений — прежде всего в торговле услугами и правами интеллектуальной собственности. Продолжается процесс перехода от импорта товаров (в основном потребительского назначения) к организации производств на основе прямых иностранных инвестиций на российской территории.
В области развития законодательства и применения инструментов торговой политики создана система регулирования внешней торговли товарами. Создана и действует таможенная система. В целом российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей и предпринимательской деятельности соответствует базовым международно-признанным нормам и правилам и практически совместимо с правовыми механизмами большинства стран мира и многосторонней системой регулирования торговли.
В области торгово-политических взаимоотношений сформированы предпосылки для постепенного перехода от чисто двустороннего к многостороннему взаимодействию. Активизировалось участие в региональном сотрудничестве. Накоплен первый опыт участия в масштабных многосторонних торговых переговорах.
Уровень международной конкурентоспособности российской экономики пока остается невысоким. В сочетании с технической отсталостью предприятий и недостаточной развитостью институтов российской экономики это проявляется в. слабой диверсификации внешнеэкономической деятельности российских компаний, как в разрезе товарной и отраслевой структуры, так и географии экспортных потоков. Следствием этого является высокая зависимость от конъюнктуры на мировых рынках, в том числе энергоносителей и ограниченные возможности продвижения отечественных товаров и услуг на внешние рынки, а также невозможность обеспечения широкого доступа и рационального использования ресурсов в рамках глобальной экономики. Таким образом, резко снижаются устойчивость российского бизнеса.
Важнейшими нерешенными проблемами в области внешнеэкономической политики являются:
1. Свойственный стране на протяжении последних 25-30 лет, слабодиверсифицированный характер экспорта при его высокой зависимости от ценовой ситуации на ограниченном числе нестабильных рынков сырьевых товаров.
2. Механизмы и организационные формы участия российских предприятий в международном разделении труда недостаточно используют современные возможности, связанные с разделением факторов производства.
3. В области применения инструментов торговой политики остаются нерешенными вопросы, связанные с низким уровнем транспарентности и высокими транзакционными издержками, прежде всего в области таможенного администрирования, которое до сих пор зачастую выполняет регулятивные, а не правоприменительные функции.
Основной целью политики в области внешнеэкономических отношений должно являться создание условий для включения российских предприятий в международные производственные процессы на основе использования возможностей глобального рынка товаров, услуг и факторов производства путем снятия барьеров для развития внешнеэкономических связей российских предприятий, поощрения экспортной и инвестиционной активности,, системного участия в выработке правил международной торговли. При этом под повышением конкурентоспособности понимается обеспечение востребованности российских товаров, услуг и ресурсов в глобальной мировой экономике.
Интеграция российского бизнеса в систему мирохозяйственных связей должна обеспечиваться благодаря решению следующих ключевых задач:
1. Диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского бизнеса в системе международного разделения труда и кооперирования.
2. Активизации притока прямых иностранных инвестиций, прежде всего в сектора российской экономики, испытывающих их нехватку, ,и расширение российских инвестиций за рубежом в тех случаях, когда это способствует улучшению условий доступа на международные рынки.
3. Использование механизмов регионального и многостороннего сотрудничества для либерализации условий доступа российских товаров, услуг, капиталов и, где это необходимо, рабочей силы на рынки сбыта.
Созданию благоприятных условий для включения российских компаний в систему мирохозяйственных связей должно способствовать завершение процесса присоединения РФ к многосторонней системе регулирования международной торговли в рамках ВТО.
Важнейшим направлением является создание общего экономического пространства (ОЭП) на основе концепции Общего Европейского Экономического Пространства. Целью ОЭП является создание открытого интеграционного рынка между ЕС и Россией. Углубление диалога по реформированию экономики и политике предпринимательства, включая диалог по промышленной политике в конкретных отраслях, будет нацелено на улучшение рамочных условий деятельности предприятий и повышение их конкурентоспособности.
Существует ряд условий, которые необходимо учитывать при достижении вышеуказанных целей и задач.
Во-первых, в результате применения мер не должно возникать существенных искажений конкурентной среды на внутреннем рынке и выполняться основные принципы и подходы, вытекающие из общего направления совершенствования и развития российского законодательства и практики регулирования предпринимательской деятельности.
Во-вторых, применение мер регулирования, и в особенности поддержки экспорта, должны быть экономически обоснованными и эффективными, а именно — быть совместимыми с возможностями бюджета и исключать необоснованные, с точки зрения ситуации на рынке, расходы.
В-третьих, меры регулирования должны применяться с учетом необходимости выполнения формальных требований в рамках обязательств ВТО в случае завершения процесса присоединения РФ к данной организации.
В-четвертых, независимо от хода процесса присоединения необходимо соблюдение принципов минимизации обременительности требований к внешнеэкономическим операциям при обеспечении достижения целей регулирования и обеспечения необходимого уровня транспарентности.
Основные меры, направленные на достижение целей и решение задач заключаются в следующем.
1. Диверсификация товарной и отраслевой структуры торговли и развитие современных механизмов участия российских предприятий в системе современной международной торговли. Данное направление является важнейшим фактором повышения не только конкурентоспособности, но и стабильности внешнеэкономических связей РФ и должно стать одним из средств сохранения их стабильности в случае снижения цен на мировых рынках сырья и топлива.
Важным направлением диверсификации экспорта должно стать развитие экспорта услуг — в первую очередь транспортных услуг, и, в частности, в области транзита (включая наземные и воздушные перевозки). При этом необходимо создавать условия для осуществления транзитных перевозок прежде всего российскими компаниями. Основными направлениями работы в данной области должны быть как упрощение процедур таможенного оформления в рамках применения таможенных режимов, так и формирование инфраструктуры транзитных перевозок.
Важным средством повышения конкурентоспособности и уровня диверсификации экспорта должно стать развитие механизмов поддержки экспорта товаров и услуг, совместимых с нормами и правилами многосторонней системы.
Расширению круга участников внешнеторговых операций и диверсификации номенклатуры экспорта товаров и услуг должны способствовать меры, связанные с включением в международные экономические отношения малого бизнеса. Этому должны способствовать как меры, связанные с развитием инфраструктуры в области экспорта в целом, так и целенаправленное содействие повышению конкурентоспособности предприятий малого бизнеса.
Определенную роль может сыграть использование возможностей поставки товаров и услуг в рамках участия в государственных закупках за рубежом на основе взаимности. Этому могут также способствовать политическая поддержка российских экспортных проектов, устранение торгово-политических барьеров и меры в области повышения степени информированности российских компаний о соответствующих рынках.
Необходимо обеспечить возможность проведения по единому техническому заданию совместных с иностранными субъектами военно-технического сотрудничества проектов создания продукции военно-технического назначения, как для удовлетворения потребностей иностранного заказчика, так и в интересах третьих государств. Это позволит расширить рынок для российских разработчиков и производителей вооружения, углубить интеграционные связи с экономическими партнерами в сфере военно-технического сотрудничества.
Расширению возможностей предприятий, в том числе, малого бизнеса, в области экспорта должно способствовать более широкое использование упрощенных таможенных режимов для осуществления, услуг по переработке, производства экспортных товаров с использованием импортных компонентов. В этом же направлении должно действовать и ускорение осуществления таможенных процедур.
Большую роль в диверсификации российского экспорта должно сыграть расширение экспорта сельскохозяйственной продукции. Для успешного развития данного направления потребуются: торгово-политические меры по улучшению доступа на рынки (устранение дискриминационных барьеров, в частности в области применения санитарных и фитосанитарных мер), отмена экспортных ограничений, применение мер по субсидированию экспорта, развитие транспортной и иной инфраструктуры, связанной с экспортом сельхозпродукции.
Даже в случае существенного роста уровня диверсификации экспорта в рамках среднесрочного периода экспорта энергоносителей, минерального сырья и продукции металлургии и химической промышленности останется доминирующей статьей российского экспорта. Поэтому и в рамках сырьевого экспорта необходимо решение задач, связанных с повышением уровня его диверсификации в товарном и географическом разрезе, освоением новых рынков сбыта и совершенствованием механизмов торговли и доступа на рынки. В частности, повышение степени обработки экспортной продукции должна стимулироваться за счет либерализации экспорта, развития инфраструктуры экспорта на нетрадиционные рынки (например, экспорт сжиженного газа), создания собственных сбытовых сетей и потребляющих производств за рубежом на основе российских прямых инвестиций.
2. Ключевое значение для успешной интеграции российских предприятий в систему мирохозяйственных связей имеет активизация их участия в процессах международного обмена факторами производства, и в первую очередь, капиталов. Прямые зарубежные инвестиции являются важнейшим фактором повышения конкурентоспособности при условии одновременного облегчения доступа на зарубежные рынки, повышения устойчивости торговых и производственных связей с иностранными партнерами, обеспечения доступа к ресурсам зарубежных стран и их рационального использования в рамках глобальной экономики.
Ключевым фактором включения российских предприятий в процессы международного движения капиталов является улучшение инвестиционного климата в РФ, которое должно быть обеспечено, прежде всего, благодаря мерам внутреннего регулирования в области устранения барьеров в экономике и улучшения условий предпринимательской деятельности.
Необходимо стимулировать создание в России производств с иностранным участием в высокотехнологических отраслях, в частности, содействовать созданию совместных предприятий в авиационной промышленности, расширять участие в международных авиационных программах.

Powered by Drupal - Design by artinet