Проведение федеративной реформы и разграничения полномочий

Ближайшие несколько лет будут характеризоваться проведением масштабной реформы в области разграничения полномочий между уровнями государственной власти, реформы федеративных отношений, местного самоуправления, региональных и муниципальных финансов, межбюджетных отношений. Законодательное оформление этой реформы в общих чертах завершено, в ближайшее время предстоит принятие необходимых подзаконных актов, а также обеспечить практическое осуществление положений реформы. В итоге, должен произойти отказ от избыточного вмешательства федеральных властей в решение вопросов регионального и местного значения, снижение степени федерального регулирования на территориальном уровне, построена новая система органов муниципальной власти. Масштабность преобразований в этой области и их важность для реализации мер, предусмотренных к реализации в среднесрочной перспективе, обусловливает особое внимание Правительства Российской Федерации к этой проблеме в ближайшее время.
Результатом реформы станет система отношений между органами власти и управления, обладающая следующими характеристиками:
1. четкое разграничение полномочий и предметов ведения между уровнями государственной власти и местного самоуправления, максимальное отсутствие пересекающихся сфер регулирования и отсутствие вмешательства вышестоящих властей в решения других уровней власти, принимаемые в рамках собственной сферы исключительных полномочий;
2. эффективное функционирование дееспособных органов местного самоуправления, избираемых населением, проживающим на соответствующей территории, обладающих финансовыми гарантиями, сферой собственных полномочий и ответственности перед собственными избирателями, определенной в законодательном порядке;
3. наделение региональных и местных властей ответственностью за принятие решений, закрепляемой, с одной стороны, фискальной автономией региональных и местных властей и, с другой стороны, — механизмами внешнего финансового управления;
4. наличие четких законодательных рамок бюджетных отношений между уровнями государственной власти, по возможности исключающих произвольные неформализованные решения по отношению к нижестоящим властям.
При этом особенностью проводимых преобразований является:
• их масштабность, одновременное проведение реформ в нескольких областях — административно-территориальное деление, государственное и муниципальное управление, общественные финансы, налоговая политика и т.д.;
• высокая степень межрегиональной дифференциации стартовых условий проведения реформы, обусловленная как природно-климатическими, так и социально-экономическими причинами;
• необходимость принятия мер в рамках реформы органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
В среднесрочной перспективе в рамках совершенствования системы федеративных отношений Правительству Российской Федерации предстоит:
1. в рамках системы федерального мониторинга создать механизмы мониторинга реализации федеративной реформы и реформы местного самоуправления;
2. на основании данных мониторинга обеспечить оперативное принятие законодательных и нормативно-правовых решений в случае выявления проблем применимости и недостатков действующего законодательства;
3. запустить механизмы распространения лучшей практики в области реформирования региональных финансов и местного самоуправления, осуществлять методическое содействие проведению реформы на региональном и местном уровнях.
4. обеспечить оказание методической и методологической поддержки региональным и муниципальным властям в проведении экономических реформ, обучение региональных и муниципальных служащих.

Powered by Drupal - Design by artinet