Долгосрочный прогноз роста российской экономики

Разработка прогноза экономического развития России до 2015 года проводилась с целью ответить на вопрос, в какой мере российской экономике удастся решить стоящие перед ней системные задачи — ускорения развития (удвоения ВВП за десятилетие), преодоления бедности и обеспечения населения доступным жильем, создания достаточных экономических условий безопасности страны и модернизации армии.
В последние годы Россия демонстрирует высокую динамику социально-экономического развития. В 2004 году темп роста валового внутреннего продукта составил 107,1%, реальных располагаемых доходов населения — 107,8%, оборота розничной торговли — 112,1%, инвестиций в основной капитал — 110,9%. Достигнута макроэкономическая устойчивость, характеризующаяся снижением темпов инфляции, предсказуемостью обменного курса рубля, накоплением масштабных золотовалютных запасов и стабилизационного фонда, укреплением бюджетной системы страны. Эти позитивные результаты нашли отражение в повышении ведущими международными рейтинговыми агентствами суверенного кредитного рейтинга России до инвестиционного уровня.
Достигнутые успехи социально-экономического развития обусловлены, с одной стороны, общей политической стабильностью, структурными и институциональными реформами, проводившимися в предшествующий период, с другой — исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Высокие цены на энерго-сырьевые товары и возможности форсированного наращивания экспорта энергоресурсов объясняют более половины прироста российского ВВП за последние годы.
Сейчас российская экономика подходит к поворотному рубежу — на фоне растущих вызовов глобальной конкуренции и необходимости ускорения темпов развития нарастает критическая масса факторов, которая может, напротив, привести к существенному торможению роста.
Практически исчерпан потенциал экспортно-сырьевой модели экономического роста в связи с усилением ограничений по добыче экономически эффективных природных ресурсов и пропускной способности транспортной инфраструктуры.
Все сильнее обозначаются пределы роста доходов населения из-за низкой производительности труда, недостаточности условий и стимулов для развития человеческого капитала в соответствии с современными требованиями глобальной конкуренции на рынке труда.
Сохраняется тенденция деградации социальной инфраструктуры, прежде всего в сферах жилищно-коммунального хозяйства, общего образования, здравоохранения.
Ужесточается конкуренция на внутренних рынках — вследствие исчерпания эффекта девальвации рубля в 1998 году и усиления их интеграции в мировую экономику.
Обостряются проблемы технологического отставания российской экономики, недостаточного качества ее производственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности.
Сложившаяся корпоративная структура экономики характеризуется серьезным отставанием в развитии малого и среднего бизнеса, крайней ограниченностью слоя современных компаний, способных эффективно конкурировать на открытых рынках.
Таким образом, в рамках сложившейся экспортно-сырьевой структуры экономики, низкого качества государственного администрирования и затухания институциональных преобразований, российская экономика не сможет выйти на устойчивые темпы роста ВВП выше, чем 4-5% в год даже при высоких мировых ценах. Такие темпы расширения экономического потенциала критически недостаточны для преодоления экономического отставания России от ведущих стран мира и решения поставленных задач социального развития и обеспечения национальной безопасности.
Для поддержания устойчивых темпов роста на уровне 7 и более процентов в год в 2005-2008 годах необходимо завершить формирование конкурентоспособной модели экономики, опирающейся на имеющиеся в стране глобальные преимущества и ресурсы развития. К ним относятся:
• научно-технический, кадровый и природный потенциал, составляющие сравнительные преимущества России в глобальной экономике;
• геоэкономические преимущества, связанные с положением России на постсоветском пространстве, развитыми торгово-экономическими связями с лидерами мировой экономики, масштабным транзитным потенциалом;
• значительный инвестиционный потенциал — валовые национальные сбережения, составляющие, по оценке, 31% ВВП (2004 год);
• макроэкономическая стабильность и сформированная нормативная правовая база экономики, создающие основу для притока инвестиций и развития бизнеса.
Для реализации имеющегося потенциала ускорения развития формируется долгосрочная политика повышения конкурентоспособности и эффективности российской экономики, интегрирующая:
• социальную политику, содействующую преодолению бедности, росту уровня жизни и доступности социальных благ;
• стратегический подход к развитию ключевых секторов экономики, определяющих качество человеческого капитала, уровень технологического развития, состояние производственной инфраструктуры;
• действия по ускорению институциональных реформ, содействующих повышению конкурентоспособности российских компаний и развитию малого бизнеса;
• региональную политику развития, нацеленную на повышение мобильности товаров и факторов производства, содействие развитию конкурентоспособных территориально-производственных кластеров;
• обеспечение рациональной интеграции России в глобальное мировое хозяйство, реализующей сравнительные преимущества российской экономики и включение российских производителей в международные цепочки создания добавленной стоимости;
• перестройку системы государственного администрирования, включая оптимизацию функций государственного управления, повышение прозрачности и ответственности федеральных органов исполнительной власти перед гражданским обществом, внедрение проектно-целевого подхода в их деятельность;
• развитие механизмов частно-государственного партнерства.
Многие из намеченных мероприятий среднесрочной программы социально-экономического развития России (в частности, зафиксированных в рассматриваемых в настоящее время Стратегиях развития) дадут свой результат уже после 2010 года. Так, потенциальный эффект реализации Стратегий развития оценивается в 1-1,5 п.п. роста ВВП в год в 2006-2010 годах и до 3 п.п. в год в 2010-2015 годах.
Переломным для развития российской экономики в ее современной структуре может стать период 2008-2011 годов. Именно в эти годы резко обозначатся барьеры, связанные с недостатком конкурентоспособных мощностей и продуктов. Одновременно перестанет действовать ряд мер, защищающих внутренний рынок, которые предусмотрены переходным периодом в рамках вступления в ВТО. Кроме того, вероятно существенное ухудшение мировой конъюнктуры. Если к этому времени зависимость экономики от экспорта топливно-сырьевых ресурсов в достаточной мере не сократится, неизбежной станет пауза роста. Она, вероятно, будет сопровождаться значительными социальными издержками.
Возможность существенного ускорения роста связана как с опережающим развитием высокотехнологичной и информационной компонент экономики, так и с коренной модернизацией традиционного сектора, в котором и к 2015 году будет сосредоточена основная часть занятости и доходов.
Рассмотрены два основных сценария экономического развития.
Базовый сценарий отражает сложившиеся тенденции изменения конкурентоспособности и эффективности экономики и не предполагает реализации новых масштабных национальных проектов или стратегий. Изменение экономических институтов и улучшение инвестиционного климата носит постепенный, эволюционный характер. Государство обеспечивает снижение инфляции до 3% к 2010 году и стабильность бюджетной системы, однако создания новых «институтов развития», связанных с активизацией государства в сфере экономики, не предполагается.
Инновационно-активный сценарий базируется на интенсивных структурных сдвигах в пользу высокотехнологичного и информационного секторов экономики и, соответственно, ослаблении зависимости от нефтегазового и сырьевого экспорта.
В инновационно-активном сценарии темп роста экономики (ВВП) превышает показатели базового сценария в среднем на 2-2,2 п.п. в год и выходит после 2011 года на целевой уровень в 7 и более процентов в год. Такие результаты позволяют рассматривать этот сценарий как целевой сценарий экономического роста, соответствующий решению задачи удвоения ВВП за десятилетие. В рамках этого сценария интенсивные структурные преобразования становятся возможными во многом благодаря активным действиям государства, направленным на формирование работоспособной системы институтов развития.
В обоих сценариях приняты одинаковые внешнеэкономические условия (см. табл. 1).
Ожидается длительный период высоких темпов роста мировой экономики (около 4 процентов в год). Пауза роста возможна в 2010-2011 годах. В этот период в мировой экономике в соответствие с конъюнктурным циклом может повториться рецессия, подобная имевшим место в 1980-1982, 1990-1992, 2001-2002 годах. Приостановка роста мировой экономики способна негативно сказаться на темпах роста российского экспорта сырья и на уровне мировых цен.
В целом прогнозируется сохранение относительно высоких мировых цен на нефть, колеблющихся в пределах 30-36 долл. за баррель. Это соответствует их стабилизации в реальном выражении на уровне, оцениваемом экспертами в качестве равновесного, очищенного от спекулятивной составляющей, характерной для перегрева рынка в 2004 году.

Powered by Drupal - Design by artinet