Стратегия развития нефтегазового комплекса

Стратегия развития нефтегазового комплекса (НГК) направлена на решение следующих основных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие страны.
1. Неудовлетворительное состояние сырьевой базы нефтегазового комплекса — прирост запасов нефти не восполняет уровень добычи. Нефтяные компании и ОАО «Газпром» проводят геологоразведочные работы в новых регионах и на шельфах морей в явно недостаточном объеме.
Ухудшается структура разведанных запасов — к 2010 году доля высокопродуктивных запасов в общем их объеме может снизиться до 30%, что напрямую угрожает энергетической безопасности страны.
2. Дефицит мощностей по экспорту нефти (прежде всего трубопроводных), который значительно завышает транспортные издержки российских компаний (почти вдвое по сравнению с экспортом по нефтепроводам) и увеличивает неустойчивость российского экспорта в случае резкого снижения нефтяных цен [5].
3. Сверхконцентрация и чрезмерная зависимость российского экспорта от европейского рынка, что ведет к потере до 5-8 млрд. долл. в год на ценовых скидках. Кроме того, относительно медленный рост европейского рынка и усиление экологических ограничений по экспорту (через Балтийское море и «проливы»), а также ставка энергетической политики ЕС на диверсификацию источников поставок нефти и газа могут привести к стагнации российского экспорта в этом направлении.
4. Отсутствие рыночной инфраструктуры и конкуренции на внутреннем энергетическом и нефтегазовом рынке, непрозрачность принципов формирования цен.
5. Сокращение объемов эксплуатационного и разведочного бурения, увеличение фонда неработающих скважин, значительные потери при добыче, транспортировки, переработке и использовании.
6. Отсутствие производства экологически чистых нефтепродуктов, которые соответствовали бы качеству выпускаемой продукции США, Западной Европы и Японии.
Стратегическими направлениями решения существующих проблем в рассматриваемой перспективе являются:
• реализация перспективных трубопроводных проектов;
• стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры;
• формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия);
• стимулирование конкуренции путем совершенствования ценового (тарифного), налогового и таможенного регулирования;
• создание и развитие механизмов государственного контроля дерегулируемых энергетических рынков;
• модернизация и реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов, развитие производства сжиженного газа и увеличение его экспорта, как и продуктов нефтехимии.

Powered by Drupal - Design by artinet