Физическая культура

ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛТУРЫ НА ОРГАНИЗМ

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р.

Особенности неурочных форм занятий

Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий. Это естественно, поскольку учеба как педагогически организованный процесс занимает относительно небольшое по времени место в жизни человека.

Методика регулирования нагрузки

Регулировать нагрузку в уроке—это значит прежде всего направленно обеспечивать ее оптимальный объем и интенсивность. В целом проблема оптимизации нагрузки не ограничивается ее дозированием в физических упражнениях.

Постановка задач в уроке

Многие уроки имеют прежде всего образовательный характер, что отличает эту форму занятий от оздоровительных и воспитательных форм занятий в широком смысле слова.

Определяющие черты урока

Наиболее существенный признак урочных форм занятий состоит в том, что это форма учебно-воспитательной деятельности, при которой ведущую, направляющую и непосредственно организующую роль играет специалист-преподаватель, вооруженный системой знаний, педагогическими умениями и навыками, отвечающий за результаты учебно-восп

ОСНОВЫ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТИЙ

Каждое отдельное, относительно завершенное занятие физическими упражнениями является звеном процесса физического воспитания. В целом занятия разнообразны—прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристские походы, уроки физической культуры и т. д.

Основы методики воспитания осанки

Управление процессом формирования и закрепления навыка рациональной осанки, а также предупреждение и исправление возможных нарушений ее составляют один из существенных разделов физического воспитания.

Характеристика осанки

Осанка выражается внешне в привычной для каждого человека манере сохранять вертикальное положение тела. Иными словами, это комплекс качеств и навыков, обеспечивающих выгодную для жизнедеятельности общую позу и положение тела в пространстве.

Основы методики воспитания гибкости

В процессе физического воспитания обычно не следует добиваться предельно возможной степени развития гибкости. Она должна быть лишь такой, которая обеспечивала бы беспрепятственное выполнение необходимых движений.

Гибкость как физическое качество

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений.

Основные компоненты методов воспитания выносливости

Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий преодолевается утомление определенной степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении выносливости.

Методика воспитания выносливости

В процессе воспитания выносливости требуется решить ряд задач по всестороннему развитию функциональных свойств организма, определяющих общую выносливость и специальные виды выносливости.

Показатели выносливости

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным способами.

Утомление и выносливость

Если человек выполняет какую-либо достаточно напряженную работу, то через некоторое время он ощущает, что выполнять ее становится все труднее. Со стороны это можно объективно отметить по ряду видимых признаков, таких, например, как напряжение мимической мускулатуры, появление испарины.

Основные направления в воспитании ловкости

Воспитание ловкости складывается, во-первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия, во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Характеристика ловкости

Всякое произвольное движение направлено на решение какой-либо конкретной задачи (двигательной задачи). Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно и последовательно выполняемых движений.

Методика воспитания скоростных способностей

В процессе воспитания скоростных способностей задачи состоят в том, чтобы всесторонне повысить функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности.

Характеристика быстроты и виды скоростных способностей

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.
При оценке проявлений быстроты различают:
1) латентное время двигательной реакции;

Основы методики воспитания силовых способностей

Общая задача в процессе многолетнего воспитания силы как физического качества человека заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой и т. д.). Частными задачами будут:

Сила как физическое качество

В обыденной речи слову «сила» придают различные значения. Как научное понятие оно должно быть по возможности строго определено. Надо различать:
1) силу как механическую характеристику движения;
2) силу как определенное качество человека.

ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ДАЛНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Цель обучения на этом этапе—обеспечить совершенное владение двигательным действием в условиях его практического применения, для чего необходимо решить следующие частные задачи:
1) закрепить навык владения техникой действия;

ЭТАП УГЛУБЛЕННОГО РАЗУЧИВАНИЯ

Цель обучения на этом этапе—довести первоначальное, «грубое» владение техникой действия до относительно совершенного. Если на первом этапе осваивалась главным образом основа техники, то на втором осуществляется детализированное освоение ее.
Основные задачи обучения на этом этапе:

ЭТАП НАЧАЛНОГО РАЗУЧИВАНИЯ

На этом этапе преследуется цель—обучить основам техники двигательного действия, сформировать умение выполнять его хотя бы в «грубой» форме. Частные задачи на пути к данной цели обычно состоят в том, чтобы:
а) создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им;

Общая характеристика структуры процесса обучения

В построении процесса обучения каждому отдельному двигательному действию можно выделить ряд относительно завершенных этапов, которым соответствуют определенные стадии формирования двигательного умения и навыка.

Готовность к освоению действия как предпосылка обучения

Раньше, чем приступить к обучению какому-либо действию, важно установить, готов ли обучаемый к освоению этого действия, и, если не готов, провести предварительную подготовку.

Перенос навыков

Существенное значение в обучении двигательному действию имеет взаимодействие, «перенос» навыков, выработанных ранее или формируемых параллельно. Например, владение навыком метания малого мяча значительно облегчит обучение метанию гранаты: легче будет идти и начальное обучение метанию копья.

Представления о механизмах двигательных умений и навыков

Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определенным естественным закономерностям.

Отличительные черты двигательных умений и навыков

Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой определенные функциональные образования, которые возникают в процессе и в результате освоения двигательных действий.

ОСОБЕННОСТИ ЗАДАЧ И ПОДХОДОВ, ЗАВИСЯЩИЕ ОТ ПРЕДМЕТА ОБУЧЕНИЯ

Двигательным действиям обучают, решая различные конкретные задачи. В большинстве случаев они сводятся к следующим:

Методы обеспечения наглядности

«Наглядность» в физическом воспитании понимается широко: как опора на свидетельства всех органов чувств, благодаря которым достигается контакт с действительностью.

Powered by Drupal - Design by artinet