Философия

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Л. Фейербах в кругу младогегельянцев. Первые работы Фейербаха и выступление против религии с позиции гегелевского идеализма. "Сущность христианства" и новые принципы критики религии. Характеристика гегелевского идеализма как "рафинированной религии". Фейербах о механизме возникновения идеализма.

Система объективного идеализма Г. В. Ф. Гегеля

"Феноменология духа" как "тайна и исток всей гегелевской философии". Гегель об историзме человеческого сознания. Разум как способность постигать и разрешать объективные противоречия. Гегель о диалектике как высшей форме логики. Истина как процесс. Понятие как развернутое понимание сути дела.

Шеллинг: от натурфилософии к философии откровения

Натурфилософские исследования Шеллинга и состояние естествознания на рубеже XVIII-XIX вв. Критика Шеллингом механицизма. Идея всеобщей взаимосвязи в природе и понимание её как органического целого. Учение Шеллинга о потенциях и взаимодействии полярных сил. Механизм, химизм и организм как формы природы и категории мышления.

Фихте и обоснование деятельной природы субъекта

Наукоучение И. Г. Фихте как "более последовательный" вариант кантианства. Наукоучение как систематическое изложение науки о предпосылках и путях познания. Обоснование познавательной способности через её деятельное воссоздание. Принцип Я=Я как исходное основоположение системы Фихте. Фихтеанство как философия самосознания.

И. Кант - основоположник немецкой классической философии

Понятие философской классики. Немецкая классика и смещение акцентов с анализа природы на исследование человека и истории. Немецкая классика и формирование культурно-исторического понимания сущности человека. Роль дедукции и конструкции в классической немецкой философии. Проблема популяризации теоретической философии.

Просвещение и французский материализм XVIII века

Причина радикализма французского материализма и атеизма. Влияние французского Просвещения на духовную и политическую жизнь XVIII-XIX вв. Основные направления деятельности просветителей. Создание "Энциклопедии" и её роль в распространении идей Просвещения.
Личность и учение Ф. М. А.

Рационалистическая философия Нового времени: Декарт - Спиноза - Лейбниц

Р.Декарт как основоположник рационализма в философии Нового времени. Вклад Декарта в науку (математика, космогония, физика, физиология). Декарт о характере метафизического знания и соотношении философии и науки. Рационализм о соотношении разума и чувства. Отличие скептического сомнения от методического сомнения Декарта.

Эволюция эмпирической философии Нового времени: Бэкон - Локк - Беркли - Юм

Своеобразие экспериментальной науки Нового времени. Её связь с промышленной практикой. Перемещение философских исследований в область теории познания, логики и методологии науки. Связь эмпирической философии Нового времени со средневековым номинализмом.
Разновидности опытного знания. Отличие эмпиризма от сенсуализма.

Философия эпохи Возрождения и Реформации

Социально-политическое и культурное своеобразие эпохи. Гуманизм и индивидуализм в культуре Возрождения. "Оборотная сторона титанизма" (А.Ф.Лосев) и её осмысление в работах Н.Макиавелли. Искусство Возрождения и воссоздание "идеальных типов". "Идеальный тип" (М.Дворжак) как воплощение идеального в реальном.

Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики

Два начала схоластики: Эриугена и Ансельм Кентерберийский. Периодизация средневековой схоластики и её основные задачи. Наследие Аристотеля и роль "учителя средневековья" Боэция в формировании логических основ схоластики. Схоластическая диалектика как искусство разделения на роды и виды.

Древний Рим и формирование христианской философии. Путь от апологетов к патристике

Древний Рим и кризис античной цивилизации. Академия, Ликей, Сад и Стоя в качестве главных философских школ Древнего Рима. Трансформация эпикуреизма и стоицизма в римском обществе. Эпикурейство (удовольствие от излишеств) как вульгарная версия эпикуреизма (удовольствия от умеренности).

Эллинизм и разложение античной философской традиции

Своеобразие эпохи эллинизма. Эллинизм и проблема периодизации античной философии. Эллинистическая философия как учение и образ жизни. Фигура мудреца в эллинистической культуре. Сократические школы (мегарики, киренаики, киники) и начало эллинистической философии.

Учение Аристотеля как энциклопедия

Жизненный путь и наследие Аристотеля. Уточнение им предмета философии: "физика" и "метафизика". Особенности метафизики как учения о формах бытия и "сказывания". Первое определение категории. Проблема всеобщего в учении Аристотеля.
Аристотель об устройстве природы (физис). Критика Аристотелем учения Платона об "идеях".

Философия Платона и проблема идеального

От этического рационализма Сократа к объективному идеализму Платона. Социальные истоки и теоретические основы платонизма. "Мир идей" Платона как обоснование стремления к общему благу в душе человека. Учение об идеальном государства и его место в философии Платона.
Платон об идеях как образцах вещей.

Сократ и софисты: поворот к человеку

Античность и феномен "философской школы". Софисты и первый опыт субъективизма. Протагор о человеке как "мере всех вещей". Софистическая логика в качестве орудия выгоды и пользы. Связь эмпиризма и атеизма. Эмпиризм и релятивизм. Формирование подхода к человеку как порождению мира культуры.

От элеатов к Демокриту: обсуждение

Элеаты о Бытии и путях его познания. Парменид: "путь истины" и "путь мнения". Способ логического доказательства и запрет противоречий. Апории Зенона Элейского и опровержение небытия, движения и множественности.
Эмпедокл и первое представление о движущей причине мира.

"Фисиология" ранних греческих философов

Фалес Милетский как первый греческий философ. Проблема первоначала в античных мифах и у ранних греческих философов. Различие между представлением о первоначале и образом прародителя. Формирование субстратного и субстанциального понимания основы мира.
Огонь как первоначало у Гераклита Эфесского.

Истоки философии. Философия и мифология

Миф как самосознание рода. Миф и иллюзорное сознание. Особенности понятийного мышления у древнего человека. Зооморфизм, фетишизм, анимизм. Синкретизм мифологической картины мира. Разложение первобытного рода и предпосылки новых форм знания. Путь от описания к объяснению мира.

Теория ноосферы в русском космизме

Одним из вариантов русского космизма стала и теория ноосферы. У ее истоков стоит великий русский ученый естествоиспытатель и философ В.И. Вернадский. Эта теория получила поддержку ученых с мировыми име-нами (Э.

Проблема вечности человека в русской философии

Для первых представителей русского космизма человек – существо еще "промежуточное между Богом и земной жизнью" (В.С. Соловьев), находя-щееся в процессе роста, далеко не совершенное, но уже сознательно-творческое, живущее в космосе и призванное преобразовать и космос и се-бя.

Русский космизм

Идеи космизма как понимание причастности человека к космическому бытию, мысль о человеке как микрокосмосе, в миниатюре вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через всю ми-ровую философскую культуру и Востока и Запада.

Проблема свободы и творчества

Тесно связана с проблемой человека в философии Бердяева проблема свободы и творчества. Сам он в учении о свободе видит свой основной вклад в философскую мысль. Мир свободы, по Бердяеву, не подчинен ни рациональному, ни объективному пониманию свободы. "Самое бытие не есть первичное, а есть уже продукт обработки мысли".

Концепция человека

Будучи религиозным философом, он и христианство понимает прежде всего как выражение сущности человека, его самых глубинных помыслов и интересов. "Христианство есть персонализм...

Проблема личности в философии Н.А. Бердяева

Из всей блестящей плеяды русских философов ХХ века, в творчестве которых наиболее полно выразилось русское национальное самосознание, Н.А. Бердяев является самым известным в мире.
В отличие от В.

Панэтизм А. Блока

А. Блок (1880-1921) считал, что в символизме господствует не эстети-ческое, а этическое начало. Поэтому его концепцию символизма с большим основанием можно было бы определить как панэтическую. Что касается эс-тетизма, то он утверждается сознательно, как жизненная и творческая про-блема для художника.

Вяч. Иванов об эстетических принципах символизма

Основные работы В. Иванова (1866-1949), имеющие философское зна-чение, следующие: "По звездам", "Эллинская религия и страдающий бог", "Межи и борозды" (1916), "Переписка из двух углов" (1922), "Достоевский" (1932).
Вяч. Иванов, пожалуй, подробнее других символистов разработал кон-цепцию "реальных символов".

Идея духовного братства А. Белого

Самое значительное произведение А. Белого (1880-1934) – роман "Пе-тербург".
Всю жизнь, с ранней юности А. Белым владело одно грандиозное чув-ство – чувство мирового неблагополучия, едва ли не надвигающегося "кон-ца света". Это чувство Белый пронес через всю свою жизнь, им наполнены все его произведения.

Историософия Д. Мережковского

Мережковский ощущал себя эсхатологической личностью, а свое поко-ление – эсхатологическим поколением. Он был убежден, что от того, как современники его распорядятся свободой выбора, зависит метафизически будущее человечества.
В романах, посвященных русской истории, Мережковский предстает как антимонархист.

Религиозно-философские идеи Д.Мережковского

В молодости Мережковский отдал дань позитивизму, увлекался рабо-тами Г. Спенсера и был сторонником гегелевской диалектики.

Принципы символизма Д. Мережковского

Д. Мережковский (1866-1941) не обладал даром первооткрывателя-любомудра, способностью оригинального мыслителя (как близкий ему В.В. Розанов), он принимал уже сложившиеся концепции и интерпретиро-вал их. Но в течение полувека привлекал всеобщее внимание как художник и мыслитель.

Powered by Drupal - Design by artinet