Философия

Особенности восточнославянской мифологии

Истоки древнерусской философии находятся в глубоком прошлом куль-туры восточных славян, живших на территории Восточной Европы во II-I тыс. до н.э. Эту культуру отличало господство языческого мировоззрения и натуралистический пантеизм.

История русской философии

Русская философия представляет собой сложное и малоизученное явле-ние мировой философской мысли. Подход к ней требует достаточно широ-кого взгляда на саму философию как составную часть культуры, сочетаю-щуюся со знанием всей духовной жизни России.

Философия бессознательного Э. Фромма

Проблема отношения личности и общества, взаимодействия психоло-гических и социальных факторов – центральная тема теоретических работ Эриха Фромма (р. 1900).
В отличие от Фрейда Фромм рассматривает побудительные мотивы че-ловека не как биологические компоненты человеческой природы, а как ре-зультат социальных процессов.

"Культурный" психоанализ

Поворот в психоаналитическом движении от биологической обуслов-ленности человеческого поведения к его социальной и культурной детер-минации объясняется прежде всего тем бурным развитием антропологии и социологии, которое имело место в 20-30-е годы XX в.

А. Адлер о мотивационной личности

Как и Юнг, разошелся с Фрейдом по вопросу сексуальной обусловлен-ности человеческого поведения другой критик классического психоанали-за – Альфред Адлер (1870-1937).

Философия неофрейдизма

В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из пер-вых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961), вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи своего учителя. Существо расхожде-ний Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного.

Культура и личность

Обращаясь к исследованию социальной и культурной жизни общества, Фрейд отталкивается от созданной им модели личности. Поэтому принцип психологизации, используемый при рассмотрении природы человека, пере-носится им и на общественные явления.

Структура личности

Фрейдовский психоанализ в известной степени был попыткой исследо-вания двух плоскостей человеческой природы: природных элементов чело-веческого существа и психических влечений человека.

Философия фрейдизма и неофрейдизма

Одним из наиболее влиятельных и распространенных направлений ан-тропологической философии является философия психоанализа. Психоана-лиз в его классической форме был основан 3. Фрейдом (1856-1939) на ру-беже XIX и XX вв., когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека.

"Культурная" антропология

Преодолеть однобокое определение человека как существа только "от-крытого", независимого от среды пытается Г. Плеснер. Он понимает, что свободу человека, его способность к культурному творчеству нельзя объяс-нять лишь специфической биологической структурой.

Биологический подход к человеку

Пытаясь преодолеть крайности позитивизма и экзистенциалистского иррационализма и субъективизма, представители философской антрополо-гии развивают своеобразные концепции деятельного человека.

Философская антропология об отношении к науке

Другая важная проблема – о соотношении научных и ценностных элементов в философии и в философском познании человека – как правило, решается в современной буржуазной философии на двух полярно противоположных уровнях: с одной стороны, на основе сциентистского подхода к человеку и философии, то есть путем универсализации и аб

Философская антропология

Антропологические учения современной буржуазной философии роди-лись в период всеобщего кризиса западного мира. Катастрофы первой ми-ровой войны и драматические события истории последующих десятилетий послужили импульсом для их развития.

Гносеология экзистенциализма

Всех экзистенциалистов объединяет общее подозрительное и порою враждебное отношение к науке. Они упрекали ее за многие грехи.

А. Камю: абсурд и бунт

Особенностью философии А. Камю (1913-1960) является то, что у него нет систематизированного и всеохватывающего философского учения, он занимается почти исключительно этическими проблемами. Первая из них – смысл жизни.

Проблема свободы и отчуждения в философии Ж.-П. Сартра

ным пунктом онтологических размышлений Ж.-П. Сартра (1905-1980) является убеждение в существовании отличного от человека и несводимого к его мысли мира вещей, с которым, однако, человек настолько неразрывно связан, что его следует определить как бытие-в-мире.

Французский экзистенциализм

Французский экзистенциализм как идейное течение сформировался в 40-х гг. ХХ века под непосредственным влиянием М. Хайдеггера и Э. Гуссерля.

Экзистенциальная философия К.Ясперса

В отличие от Хайдеггера, К. Ясперс (1883 – 1969) считает объективное бытие независимым от человеческого сознания. Но, как говорит он, бытие нельзя рассматривать ни как завершенное целое, ни как бесконечно расчле-ненный в себе космос. Мир вообще нельзя мыслить как предмет, как объект познания. Это "бытие в себе".

Феноменологический метод М. Хайдеггера

Исходным пунктом эзистенциалистского философствования М. Хайдеггера (1889-1970) является категория "существования". В свете ее рассматриваются социальные отношения и внешний мир, познавательные акты и эмоциональные реакции, общественные институты и действия от-дельных людей.

Философия экзистенциализма

Упоминание об экзистенциализме (или "философии существования") впервые появилось в конце 20-х гг. ХХ века. Оно казалось бесперспектив-ным, но вскоре выросло в крупное идейное движение. Его ведущие пред-ставители: М. Хайдеггер и К. Ясперс – в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель – во Франции.

Философия истории О. Шпенглера

Идеи Ницше были продолжены в новых исторических условиях ХХ ве-ка во Франции А. Бергсоном, в Германии В. Дильтеем, Г. Зиммелем, О. Шпенглером.
Наиболее показательно в этом отношении философское учение О. Шпенглера (1880-1936), изложенное прежде всего в его книге "Закат Ев-ропы", имевшей поистине колоссальный успех.

Философия Фридриха Ницше

Произведения Ф. Ницше (1844-1900) написаны в блестящей афористи-ческой литературной форме. По содержанию и социально-философской на-правленности их можно разделить на три группы. В общих чертах они со-ответствуют и трем этапам эволюции взглядов их автора.

Сущность волюнтаризма

"Философия жизни" в собственном смысле слова имеет свою предыс-торию.

Неопозитивизм. Философия лингвистического анализа

Философия неопозитивизма и лингвистического анализа доминирует с 50-х годов XX в. в философской мысли Англии. Значительное влияние на формирование идей лингвистического анализа оказал Дж. Мур, а разверну-тую установку этому направлению, его программе дал Л. Витгенштейн.

Неопозитивизм. Логический позитивизм

Неопозитивизм сложился как третья историческая форма позитивизма в конце 20-х гг. ХХ столетия практически одновременно в Англии, Австрии и Польше. Он был результатом тех превращений, которые совершились с по-зитивизмом на этапе эмпириокритицизма. Исторически первой формой неопозитивизма стал логический позитивизм (М.

Вторая форма позитивизма

В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность – резкое размежевание областей науки и философской "метафизики" – возникает вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм. Термин "эмпириокритицизм" был введен Р.

Первая историческая форма позитивизма

Основателем позитивизма считается французский философ О. Конт (1798 -1857). Позитивистская философия Конта связана с философией Про-свещения ХVIII в.

Философия позитивизма

Позитивизм – это философское течение, возникшее в 30-х годах ХIХ в. во Франции. Он появился как реакция части философов на тупиковую си-туацию, в которую зашла классическая философия Запада в поисках перво-причин бытия, каких-либо субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей.

Постмарксизм

Историческая судьба марксизма драматична. Сначала его замалчивала западноевропейская буржуазия. Но когда далее замалчивание стало невоз-можным, на него обрушилась критика буржуазных идеологов. Некоторые из них даже признавали гений самого Маркса, но отбрасывали марксизм как одностороннюю экономическую теорию.

Учение о практике

Один из главных недостатков домарксовского материализма заключал-ся в его созерцательности, то есть в том, что он стремился лишь к познанию мира, но не к его изменению.

Powered by Drupal - Design by artinet