В любой цивилизации существует публичная политическая власть. Однако типы публично-властной организации в деспоти-ческих и правовых цивилизациях противоположны (см. 4.2.). И если властная организация правовой цивилизации – это государство, тогда противоположный тип, деспотия является антигосударством.
Правоведение
Государство как правовой тип публичной политической власти
Не следует полагать, что организация публичной политической власти правового типа складывается лишь в новейшее время и ха-рактерна лишь для современного государства.
Легистское понятие государства
Легистская концепция государства возникла в Германии во второй половине XIX в. и доведена до логического завершения в теории Г.Кельзена в XX в. Сегодня она распространена в государствоведении в Западной Европе.
Силовое (”социологическое”) понятие государства
В “социологической” концепции государством называется организация публичной политической власти любого типа, независимо от формы и содержания.
Публичная политическая власть
Родовым понятием для всех вариантов понимания государства служит понятие публичной политической власти.
Феномен государства: уровни рассмотрения
Феномен государства можно рассматривать с разной “высоты” теоретического изучения, в разном контексте, в разном теоретическом приближении, “извне” и “изнутри”.
Критерий различения правовых и правонарушающих законов
Итак, правовое регулирование требует определенного соотношения законодательных запретов и дозволений. Но остается вопрос о мере запрещаемого и дозволяемого. Если законодатель запрещает нечто в равной мере для всех, то это еще не значит, что получается непременно правовой запрет.
Запреты и дозволения в праве
При любой соционормативной регуляции используются запреты и дозволения. Причем правовое регулирование требует определенного соотношения законодательных запретов и дозволений. Это соотношение позволяет различать правовой и неправовой (силовой) способы регуляции.
Правовая свобода, справедливость и собственность
Из предыдущего изложения ясно, что право по своей сущности – это нормативная форма свободы, при которой участники правового общения равны в своей свободе.
Понятие права в либертарно-юридической концепции
Современная либертарно-юридическая концепция развивает аутентичное понятие права, т.е. понятие права в собственном смысле.
Морально-этическая интерпретация права
Морально-этические представления о праве и законе в той или иной мере присутствуют в общественном сознании во всех правовых культурах и все времена.
Понятие права в позитивистской социологической концепции
Если в легистских концепциях правом называются официально установленные нормы, нормативные акты, то в позитивистской социологической концепции – официальные решения конкретных дел, споров, ситуаций. В этом отношении социологическая ин-терпретация противостоит легистской.
Понятие права в легистских концепциях
Термин “легизм” и производные от него формы происходят от латинского lex – legis (закон). В легистских концепциях правом считаются принудительные нормы (нормы законов и иных нормативных актов) независимо от их содержания.
Методология теории права и государства
Своеобразие каждой науки определяется не только ее предметом, но и ее методологией, точнее – единством предмета и методологии. Один и тот же объект можно изучать разными методами.
Право и государство
Право и государство взаимосвязаны. С одной стороны, государство формулирует правовые нормы в законах, устанавливает и применяет санкции за их нарушение.
Право и права человека
Согласно либертарному правопониманию, право и права человека суть одно и то же (см. 2.2.4.). Право вообще – это нормативно выраженная свобода, а совокупность прав человека, достигнутых в конкретной правовой культуре, составляет тот объем правовой свободы, который в этой культуре признается необходимым для каждого индивида.
Право и закон
Позитивистское отождествление права и закона означает, что закон, властное веление, является мерой права. Все, что установлено в законах, официально признано и обеспечено принудительной силой, и только это, считается правом. Любое правило, если оно сформулировано в законе, считается правовой нормой.
Право и свобода
Либертарное правопонимание начинается с различения двух типов культур, или цивилизаций, проявившихся во всемирной ис-тории.
Юридический тип правопонимания
Юридический тип включает в себя направления правовой мысли, в которых проводится различение права и закона.
Позитивистский тип правопонимания
В позитивистском понимании право – это законы и другие офи-циальные установления независимо от их содержания. Такая позиция является отождествлением права и закона.
Предмет общей теории права и государства
Общая теория права и государства (для краткости – теория права и государства) занимает фундаментальное место в системе юри-дических наук и учебных дисциплин. Предмет теории права и государства – право и государство как абстракции, их сущностные свойства.
O BHECEHИИ ДOПOЛHEHИЙ B CПИCOK ПPOИЗBOДCTB, ЦEXOB, ПPOФECCИЙ И ДOЛЖHOCTEЙ C BPEДHЫMИ УCЛOBИЯMИ TPУДA
Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и Президиум Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов п о с т а н о в л я ю т:
1.
O BHECEHИИ ДOПOЛHEHИЙ И ИЗMEHEHИЙ B CПИCOK ПPOИЗBOДCTB, ЦEXOB, ПPOФECCИЙ И ДOЛЖHOCTEЙ
B связи с введением в соответствии с постановлением ЦK KПCC,
Совета Министров CCCP и BЦCПC от 17 сентября 1986 года N 1115 но
вого Единого тарифно-квалификационного справочника работ и про
фессий рабочих Государственный комитет CCCP по труду и социальным
вопросам и Президиум Всесоюзного Центрального Совета Профессио
нальных Союзов п
ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Э.М. АМЕТИСТОВА ЭТОМУ ДЕЛУ
Что касается оспариваемых в данном деле положений указанного закона, устанавливающих предельные сроки проведения выборов представительных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях, а также выборов должностных лиц местного самоуправления (пункт 1 статьи 58) и предельные сроки сохранения полномочий глав
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ФЕДЕРАЦИЯ
Процесс становления местного самоуправления обретает сейчас нормальный характер, несмотря на то, что субъекты Федерации сдерживают его всеми мерами: с помощью законодательства, которое противоречит федеральному, чисто кадровыми назначениями, методами властного неформального воздействия на деятелей местного самоуправ
РОЛ И МЕСТО ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
В Конституции Российской Федерации функция охраны общественного порядка - важнейшая социальная функция любого государства - имеет, образно выражаясь, двойной адрес. Согласно ст.
Расходная часть местных бюджетов (часть 2)
В соответствии со ст.8 п.2 Закона органы местного самоуправления добились права получать в местный бюджет налоги с филиалов, головные предприятия которых расположены за пределами территорий данного муниципального образования.
Расходная часть местных бюджетов (часть 1)
Расходная часть местных бюджетов включает:
1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Федеральный закон “Об основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25.09.97 г.